Азербайджан,  БЛОГИ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БАКУ

Мое близкое знакомство с поездами случилось в Китае, когда приходилось делать визараны каждые 90 дней. Поэтому удивить какими-то страшными/старыми вагонами или толпой в плацкарте меня сложно. Тоже самое касается и сервиса. Но поезд Тбилиси-Баку заслуживает отдельного внимания.

Большой Азиатский трип:

подготовка – всё про бюджет, паспорта, визы и т.д.

Армения – можно ли въехать по российскому паспорту, что посмотреть, и про знаменитые армянские коньяки;

Грузия – как повлияло отсутствие русских туристов на жизнь в стране.

Тбилиси-Баку

Купить билеты на поезд из Грузии в Азербайджан можно только на вокзале. Или на сайте азербайджанских железных дорог. Я пыталась найти их на ГЖД, но рейс выполняется той стороной, поэтому грузины не продают.

Поезд Тбилиси-Баку

Отправление каждый день, в 20:35 и прибытие утром следующего дня в 8:50. Цена за плацкарт – 38,85 лари. Порадовал тот факт, что теперь на вокзале принимают оплату картами. Раньше приходилось снимать наличку. Естественно, нужны паспорта на всех пассажиров.

[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=TBS destination=BAK title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]

На самом вокзале в Тбилиси я не обнаружила каких-то продуктовых магазинов, чтобы купить что-то в дорогу, поэтому пошла в супермаркет через дорогу, за зданием вокзала. Проходите все магазинчики на последнем этаже, выходите через заднюю дверь и на той стороне улицы (Tsotne Dadiani) находится большой ТЦ, где на первом этаже есть «Carrefour».

Поезд и граница

Зайдя в вагон, первое, что я услышала от впереди идущих казахов, было «ой, какой старый поезд, наши лучше!». Повторю еще раз – я ездила на внутренних китайских, итальянских, грузинских и российских, и ни разу на международных поездах. Так что, сравнивать, казалось бы, не с чем. Но азербайджанцы, учитывая статус рейса, могли бы на самом деле заменить вагоны. Хотя, может купе или спальные были лучше, я там не была. Наш плацкарт был очень скромным. И чувствовался возраст.

• Вай-фая нет.
  • Вагона-ресторана нет.
  • Розетки работают только во время движения и очень низкое напряжение, телефон не зарядить до 100%.
  • Есть бойлер с кипятком.
Плацкарт

Также продавали чай. На вопрос о цене, проводница назвала 1 лари, а после потребовала еще один. Ну окай, я уезжаю из Грузии и мелочь мне вряд ли понадобится. Второй неприятный момент с персоналом – обратили внимание на картонную коробку с надписью сникерс, в которой везла свежую чурчхелу. Спросили, что там. Ответила. Оказалось, что они не знают, что такое чурчхела. Пообещали вскрыть и проверить. На что я им ответила, что не имеют такого права, поскольку не нарушаю таможенные правила ввоза/вывоза, а то, что они не знают, что такое чурчхела – не мои проблемы.

Чурчхела — нитки орехов в виноградном соке

Через пару часов подъехали к границе. Грузинскую прошли примерно за 40 минут. Зашли, собрали паспорта, вышли. Через какое-то время вернулись, раздали документы, и мы тронулись дальше. На азербайджанской стороне сперва также собрали паспорта, а затем пограничники с оборудованием сами зашли в вагон. Вызывали по одному в конец вагона, фоткали на камеру, спрашивали, что делали в Армении, зачем едем в Баку и не везем ли запрещенку из Еревана. Вся процедура занимает не более 5 минут. Багаж проверяют выборочно. Нас не проверили, но, зная об этом, не стала рисковать и брать коньяк «Ной», хотя хотелось. У соседа изъяли.

В целом проход обеих границ занял около 2,5 часов. По моим наблюдениям – девушек не проверяют. Опять-таки, всегда можно уверено сказать, что ничего не везете, когда в чемодане пара литров коньяка. Или переложить под подушку. У нас было домашнее грузинское вино, которое я достала из рюкзака и положила под белье, чтобы потом не париться с багажом, и спокойно пить в пути. Никто и не заметил.

Баку

В столице провели световой день, поскольку вечером был рейс в Алмату. Конечно же, этого времени крайне мало, чтобы составить какое-то впечатление о городе.

От вокзала до центра очень близко. Выходите из здания, поворачиваете налево и попадаете на набережную. Далее прямо до старого города. Красиво, чисто и холодно из-за ветра.

На экскурсии не хватало времени, а самостоятельное посещение я сочла дорогим – та же Девичья башня для местных стоит 2-3 маната, а для иностранцев – 15. Посчитав такую разницу несправедливой, прогулялись по району, нашли винный магазин и отправились на обзорную площадку, любоваться морем и городом.

В магазине купили гранатовое вино, а по дороге взяли шаурму. Продавщица, родом из Татарстана, открыла бутылку, продала стаканчики и заверила, что в Баку можно распивать алкоголь в общественных местах и курить. Но мы все равно взяли непрозрачный пакет, чтобы сильно не палиться. Поднялись на фуникулере наверх, сели на скамейку и, под пронзительный ветер, ели шаверму, запивая кислым вином.

Фуникулер

Кстати, по приезду оставили чемоданы на вокзале в камере хранения и поменяли деньги. Лари не меняют, только доллары/евро. Минимум – 50 баксов. Как это обычно бывает, к нам сразу же подошел местный человек, представившийся начальником чего-то на вокзале, и предложил свои услуги извозчика до аэропорта. Чисто по-братски за 13-15 манат. Через приложение я вызвала машину за 8,5 манат. Не по-братски и без чаевых.

Аэропорт

По моим расчетам должны были приехать в аэропорт за 3 часа до вылета. Но я не учла, что время выезда пришлось на час пик, под конец рабочего дня. Несмотря на стояние в пробке, не опоздали на регистрацию, но на посиделки в баре времени было недостаточно.

[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=BAK destination=ALA title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]

И тут в аэропорту опять придрались к коробке с чурчхелой. Те азербайджанцы, которые мне встретились за эти сутки, не знали, что это такое. И на стойке регистрации пришлось вскрывать коробку и показывать, что это за еда. Коробка ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ подходила под ручную кладь, и рентген не показал взрывчатку, жидкость и прочее. Но, так как человек просто не знал, что это такое, заставил вскрывать коробку, показывать и перекладывать в пакет. Свежая чурчхела очень мягкая и, естественно, вся поломалась в полиэтилене, пока доехала до места назначения.

Какой вывод? Одного дня мало, чтобы составить какое-то впечатление о городе.

Все, что я поняла о Баку:

• мало пешеходных переходов в центре – подземных, наземных, зебр;
  • очень много кафе с турецкой кухней (искала местную);
  • невысокие парни – мой рост 163, а они даже на полголовы не выше;
  • дороже, чем в Ереване и Тбилиси;
  • много больших магазинов типа Valentino, а не масс-маркетных HM/Zara.

Вернусь ли я сюда? Да, но не знаю, когда. Если выбирать между Ереваном и Баку, то выберу первый. Хотя бы потому, что он дешевле и цены для иностранцев не сильно отличаются от прайса для местных.