БЛОГИ,  Европа,  Италия

ВАТИКАН: ИСТОРИЯ ПАПСКОЙ ОБЛАСТИ И ЗНАМЕНИТЫЕ МУЗЕИ

Здесь, на территории в 0,44 км2 проживает всего 605 человек, подавляющее большинство из которых – мужчины, служащие Святому Престолу. Здесь армия не пользуется современным оружием, отдавая предпочтение алебардам. Здесь расположен самый большой храм, а под фресками Микеланджело выбирают Папу. Добро пожаловать в самое маленькое признанное государство мира. Добро пожаловать в Ватикан!

[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=MOW destination=ROM title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]

История

История Ватикана как государства начинается не так давно: только в 1929 году. Только тогда город-государство обрел официальное название и суверенную территорию, после подписания соответствующих – Латеранских – соглашений между Святым Престолом и Бенито Муссолини. Свое название Ватикан взял от холма Ватициниума, ныне не существующего.

Между прочим, до войны объединения Италии – Рисорджименто – Папское Государство занимало добрую часть центральной Италии (размещая головные органы управления в Ватикане, конечно же) и старалось иметь союзы, как на севере, так и на юге. После же войны, в 1870 году, Ватикан вошел в состав Италии, чему был очень не рад и более полувека отстаивал свои права на независимость.

Стены Ватикана

Это место всегда было святым. Само слово «ватицинация» означает «пророчество». Некоторые авторы указывают, что во времена этрусков здесь были расположены оракулы. Однако более правдоподобная версия говорит о том, что на холме был расположен некрополь. Отсюда и идет ритуальная значимость холма. Позже, уже во времена Римской империи, Калигула разбивает здесь сады, а Нерон – цирк. По сути, холм никогда не был заселен, его всегда использовали либо в религиозных, либо в увеселительных целях.

Очередь в собор

Свое существование, как сакральное место именно для католиков, Ватикан начинает в 326 году: тогда появляется легенда, что именно здесь захоронен апостол Петр. Тогда же здесь была воздвигнута базилика Константина, на месте которой сейчас возвышается великолепный собор Святого Петра.

Вид на собор Святого Петра

Не стоит думать, что Ватикан – государство сугубо религиозное. Здесь есть даже своя футбольная сборная (не признанная ФИФА, но все же), футбольный чемпионат (целых 8 команд!) и сборная по легкой атлетике, которая собирается участвовать в Средиземноморских играх и, в случае успеха, даже в Олимпийских.

Швейцарский гвардеец

Свой супермаркет и аптека, почта (между прочим, признанная одной из лучших в мире), заправка, банкоматы на латыни… Кстати, Ватикан – единственное государство, где официальный язык – латынь. Все как в обычной стране. Однако ватиканские учреждения не платят налоги, поэтому цены тут намного ниже. Только вот простому смертному такая роскошь не доступна. Нужно иметь «билет дядюшки священника», так здесь шутливо называют разрешение на использование большей части социальных благ: такое разрешение получают граждане Ватикана и их близкие родственники. Казалось бы, получи гражданство, и все будет лучше некуда. Не все так просто. Гражданство Ватикана не пожизненное. Оно выдается только работникам государства и членам их семей. По завершении службы гражданство Ватикана конвертируется в итальянское.

Ватиканская почта

Ватиканские музеи

На посещение Ватикана нужно отводить отдельный день. Здесь три основные точки посещения: Ватиканские Музеи, Ватиканские сады и Собор Святого Петра. К сожалению, из-за погоды не удалось посетить сады, вместо этого, после базилики, прошла до замка Сант’Анджело. И как всегда: бронируйте билеты заранее! Кстати, посещение Ватиканских Музеев бесплатно каждое последнее воскресенье месяца, а так же 27 сентября – во Всемирный День Туризма. Стоимость билета 17 евро + 4 евро за онлайн-бронь (которые не стоит жалеть, они полностью окупят себя сэкономленным временем). Доехать до Музеев можно на метро, остановка Cipro. По пути от метро до входа к вам пристанет примерно миллион навязчивых гидов. Заранее для себя решите, что вы хотите – какую-то экскурсию или самостоятельное посещение. Если экскурсию, то лучше за несколько недель до визита посмотреть отзывы на гидов и связаться с конкретным, понравившимся вам, человеком. Взять абы кого с улицы – такая себе рулетка, которая может оставить вас без приличной суммы денег и с неприятным осадком от посещения музеев.

Музеи Ватикана

«Музеи Ватикана» – собирательное название 54 залов и галерей, коллекции которых собирались Папами на протяжении веков. Конечно, жемчужина музеев – последний зал – Сикстинская капелла. Но прежде чем дойти до шедевра эпохи Возрождения, нужно пройти еще семь километров шикарных комнат, помнящих Караваджо, Тициана, Микеланджело и других гениев, про которые можно рассказывать бесконечно.

Музеи Ватикана

Ватикан имеет и свой Бельведере (который я люблю намного больше австрийского). Это дворец, с которого начинается история всех музеев. Вообще, Музеи – это комплекс дворцов и апартаментов. В 16 веке Папа Юлий II проводит реконструкцию всех дворцов, вследствие которой во двор Бельведере перевозят мраморного Лаокоона и сыновей: скульптуру, положившую начало всем коллекциям. Во дворце представлены музеи скульптур: музей Пия-Клемента, музей Кьярамонти, Египетский музей, Этрусский музей; а также Ватиканская пинакотека.

Внутренний двор Бельведере

Залы музеев довольно упорядочены, идут практически по кругу, в них сложно заплутать. На входе можно взять карту с пометками и рекомендуемой последовательностью посещения, чтобы быть точно уверенным, что увидели все. Я, например, при подготовке этой статьи обнаружила, что прошла мимо пары залов и двориков: придется возвращаться!

Голова Медузы Горгоны (оригинал)

Сикстинская капелла

Пожалуй, самый известный зал Музеев, последний – Сикстинская капелла. Жемчужина не только римской или итальянской культуры, но и мировой. Капелла была возведена в XIV веке – совсем не примечательное снаружи здание, небольшая часовня. Но вот внутри… На стенах расцветают потрясающие фрески Микеланджело, Боттичелли, Перуджино и других гениев того времени.

Сикстинская капелла

План росписи был разработан еще во времена строительства капеллы: на первом ярусе надлежало разместить декоративные узоры, на втором – события Ветхого и Нового Завета, а на третьем, последнем, должны были быть изображены святые мученики. В 1508 году Папа Юлий II приглашает Микеланджело Буонаротти для завершения потолка и реставрации уже существующих фресок. Надо сказать, что тогда Буонаротти считался высококлассным зодчим, и работа с фресками была ему в новинку. Есть легенда, что архитектор Браманте нашептал подобный совет Папе: у него была своя кандидатура на эту должность – Рафаэль. Такой запутанной игрой архитектор хотел подставить Микеланджело и вывести своего фаворита на первый план.

Музей Кьярамонти

Это была архитрудная работа, и не только в плане новизны техники для автора. Чтобы расписать потолок нужно было поставить леса определенным образом – так чтобы те не мешали священникам. Проблемы доставил и влажный римский воздух: фрески начали покрываться плесенью. Тогда команда Мастера придумала новую технику обработки штукатурки – «интонако». Рассматривая потолок можно четко видеть библейскую линию в сюжетах Микеланджело: сотворение мира, падение Адама и Евы и сложности человечества, изгнанного из рая. Роспись очень лаконична, нет мелких деталей и обилия украшений. Они здесь и не нужны: на высоте они бы просто терялись. Хотя Папе это и не понравилось.

Сикстинская капелла

Через четверть века уже другой Папа, Климент III, вновь призвал Микеланджело. На сей раз – расписать алтарь. Страшный Суд – вот какой заказ поступил Мастеру. Для выполнения работы пришлось пожертвовать фресками, которые были выполнены сразу после строительства. К этому времени Микеланджело уже был настоящим экспертом в написании фресок. И если потолок капеллы он выполнял вместе с бригадой помощников, то для работы над алтарем он доверил кисти только одному подмастерью и то только для написания небесного свода. Все же фигуры на фреске выполнены рукой Буонаротти.

Египетский музей
Галерея географических карт

До сих пор именно здесь, в Сикстинской капелле проходят выборы Папы Римского. За день до выборов капеллу проверяют на наличие прослушивающих устройств, весь обслуживающий персонал дает клятву молчания, а кардиналам на время проведения конклава запрещено пользоваться любой связью с внешним миром. Каждый кардинал пишет имя, кого бы он хотел видеть на Папском престоле, голоса подсчитываются и сжигаются, причем с добавлением красящих веществ. Черный дым от сгоревших бюллетеней говорит ожидающим католикам о том, что предстоит еще один тур голосования, белый – о том, что глава церкви избран.

Музей Кьярамонти

Обратите внимание на свою одежду, прежде чем посещать в Ватикан, здесь есть определенный дресс-код. Нельзя проходить в одежде, не закрывающей плечи, колени и живот: никаких топов, коротких юбок и шорт, прозрачной и чересчур рваной одежды. Также не стоит идти с большими сумками или рюкзаками и зонтом-тростью – их попросят оставить в камере хранения. По правилам посещения католических церквей, как мужчины, так и женщины должны быть без головного убора. Вообще правила католической церкви менее строгие, так что женщины могут смело надевать брюки. Да, еще: в Ватикане нельзя курить, иначе штраф. Лучше выйти в Рим, благо он рядом.

Татьяна ПИЛИПЕНКО

Сфера внутри сферы

 

Один комментарий

  • Анна

    Музеи Ватикана похожи на старые королевские собрания Лувра и Эрмитажа, но в то же время сильно от них отличаются. Каждая великая коллекция демонстрирует историю человечества со множеством школ и стран. А Музеи Ватикана — это музей именно истории Рима и римского искусства. Это собрание можно было бы назвать музеем города, но какого города! Картинная галерея Ватикана сравнительно небольшая — в ней около 500 произведений — и была открыта только в 1932 году. При этом практически все картины происходят из церквей и собраний Рима и Папской области — получилась прямо-таки областная галерея. Однако если вспомнить, что эта область — государство главы католического мира, то это сразу меняет дело. Выставка начинается с «Христа Благословляющего» — это самая ранняя римская икона XII века, написанная под сильным влиянием Византии. Она хранит воспоминания о единстве православия и католицизма, показывает единый корень, из которого растет и итальянское искусство, и русское, объясняет, почему все это проходит в Третьяковской галерее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *