БЮДЖЕТНЫЙ ТРИП ИЗ ТБИЛИСИ В ЯКУТСК
В Грузии три международных аэропорта – Тбилиси, Кутаиси и Батуми, которые принимают рейсы из России. Но мне хотелось попробовать что-то новое и, по возможности, сэкономить, поэтому с самого начала знала, что буду рассматривать иные варианты возвращения домой.
Первоначально планировала вернуться в Россию в конце мая, чтобы отпраздновать свой день рождения с друзьями в Белгороде. Но суровая реальность в лице работодателей подруги внесла свои коррективы и двигать в сторону родины пришлось в начале месяца, но после майских праздников, когда вся Москва приехала в Тбилиси. Так как железнодорожного сообщения между двумя странами нет, я поехала на автобусе.
Автобус
На автовокзале Ортачала находится множество транспортных компаний, предлагающих пассажирские перевозки в разные российские города. Я не стала долго искать, забила в поиске: «автобус Тбилиси-Москва», позвонила по первому же номеру и забронировала место. Так как моим пунктом назначения был Белгород, то билет я купила до ближайшего к области города – Воронежа, за 130 лари, оплата наличными с предъявлением паспорта.
В межсезонье автобусы ходят два раза в неделю: вторник и пятница, в 12:00. Время в пути до Москвы примерно 30 часов. До Воронежа – сутки. На вокзале нужно быть за полчаса до отправления, чтобы успеть загрузить багаж. В стоимость билета входит провоз одного места. Если у вас два чемодана, то придется докупить еще одно место – 20 лари. Таким образом, билет до Воронежа обошелся в 150 лари.
Мне повезло – пассажиров было немного и можно было спокойно растянуться на сидениях и спать. Также в салоне были две розетки для подзарядки гаждетов. Автобус делает остановки примерно каждые 2-2,5 часа, но может и чаще, по просьбам пассажиров. Например, в моем случае, из-за частых остановок, мы приехали в Воронеж на час позже.
Если в Грузии общественные туалеты по маршруту следования стоят максимум 1 лари (а обычно 50 тетри), то в России за проход можно отдать и 50 рублей. Поэтому есть смысл запастись мелочью, поскольку банкоматов я не видела.
Насчет еды ничего сказать не могу, не покупала – мне дали в дорогу бутерброды, на которых и жила. Но подозреваю, что в маленьких магазинчиках и кафешках карты к оплате не принимают. По крайней мере в тех местах, где были наши остановки, я не видела соответствующих наклеек.
В Воронеже меня ждали друзья и, пересев в машину, через 4 часа мы были дома. Итого поездка из Тбилиси в Белгород заняла примерно 25 часов.
Граница
Грузинская граница проходится очень быстро – паспорт, шлеп отметка, следующий! Если вы едете автостопом, то от грузинского терминала до российского придется идти около получаса через два тоннеля. На машине это расстояние займет не более пяти минут, при условии нормального траффика.
На российской стороне нам сказали выйти из автобуса со ВСЕМИ вещами, включая ручную кладь. Обычно пассажиров автобусов не заставляют пропускать багаж через специальные рентгеновские сканеры, поскольку эта процедура может затянуться на длительное время, особенно в сезон, но не в моем случае. Пришлось выходить в дождь, доставать два чемодана, неся при этом рюкзак и пакет. Но ничего, вскоре я снова сидела в теплом автобусе и, включив российскую симку, звонила всем сообщить о своем прибытии. На самом деле я больше скучала по безлимитному мобильному интернету, которого была лишена в Грузии из-за того, что местный номер был на бюджетном телефоне с поддержкой всего лишь 2G.
Однако этот досмотр был не последним.
Далее, на границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарской республики нам снова пришлось выйти из автобуса, на этот раз без багажа, и пройти паспортный контроль еще раз. Парень, проверявший мой паспорт, долго хлопал глазами и повторял: «Что, из самой Якутии?». Да, блин, из самой Якутии.
Следующий досмотр был уже на выезде из КБР, но он касался транспортных документов водителя и багажного отсека, пассажиры сидели в салоне. И это хорошо, поскольку все время, начиная с выезда из Тбилиси, шел дождь.
Также необходимо напомнить – согласно таможенному законодательству, в Россию разрешено ввозить не более трех литров алкоголя на одного человека, старше 18 лет. И я затрудняюсь сказать, можно ли оплатить пошлину за перевес на границе, поскольку в моем случае все прошло спокойно. За исключением вопроса, что я так долго делала в стране, в которой россияне могут находиться без визы и без выезда до одного года.
Поезд
Из Белгорода я решила ехать на ночном поезде. Автобус, несмотря на его относительную бюджетность, даже не рассматривался – российские дороги не грузинские, а жить хочется. Плацкарт также отмелся, остались только купе, поскольку билет в СВ стоил дороже билета на самолет.
На сайте РЖД, при покупке билета, можно поставить отметку – купе только для женщин или мужчин. Или выбрать из уже отмеченных. Я выбрала как раз такой женский вагон и ехала с бабушкой, везущей внука садовского возраста в Москву. К счастью, ребенок уснул через полчаса после отправления поезда и спал до утра.
Это был мой первый опыт поездки в российском поезде. И, надо сказать, не печальный, несмотря на стоимость билета 2’731 рубль и принуждение к покупке места для чемодана в багажном вагоне за 165,40 рублей из-за того, что моя соседка заняла все пространство в вагоне. Кстати, потом эта молодящаяся бабуля пыталась впарить мне свою сектантскую тему про сетевой маркетинг, но я, вежливо поддержав первые 15 минут разговора, в итоге демонстративно надела наушники сидя на своей верхней полке, и перестала реагировать на ее попытки продолжить общение.
Итак, в стоимость билета в купе входит:
- разовое горячее питание – его можно заказать на ужин или на завтрак (я выбрала завтрак);
- маленькая бутылочка воды;
- одноразовые гигиенические принадлежности: тапочки, зубная щетка и паста;
- маленькое полотенце;
- сейф;
- если вы путешествуете с детьми, то им предлагаются сок вместо воды и раскраска.
Два общих туалета в обоих концах вагона. Узкий коридор с ковром, по которому крайне неудобно катить чемодан. Телевизор с тремя каналами. И постоянно пропадающая сеть мобильного оператора.
Но для ночной поездки все было достаточно комфортно – с верхней полки я не упала.
Самолет
Как бы не был велик соблазн и дальше ехать по земле, чтобы посмотреть на страну хотя бы из окна, я все же выбрала наиболее комфортный вариант – самолет.
При покупке билета на сайте, было указано время в полете – Москва-Якутск, 6 часов 45 минут. В салоне пилот объявил шесть часов ровно. По факту – примерно шесть с половиной, как обычно.
Билет покупала примерно за три недели до поездки, и он обошелся в 11’514 рублей, включая страховку. Если бы я оформляла покупку не спеша и с компьютера, а не с телефона, то цена была бы немного ниже. А так пришлось еще доплачивать 2,5 тыс. рублей за перевес – 32 кг вместо включенных в стоимость билета 23 кг.
Перевозчик приятно порадовал (а может я просто давно не летала с «Аэрофлотом»): индивидуальные подушки и пледы (у других постоянно приходилось просить, потому что пледов всегда не хватает, а подушки так вообще из разряда фантастики), розетки для зарядки гаджетов, подробное меню с выбором горячего и указанием КБЖУ (видимо, специально для нового поколения фитоняш) и, самое главное, искренне улыбающиеся бортпроводники, которым не жалко принести второй стакан сока или воды, вместо стандартного «вам положен один», и которые на самом деле создали все комфортные условия во время длительного полета.
Даже периодическая турбулентность не воспринималась как повод для беспокойства благодаря их профессионализму.
Этот путь домой состоял из множества «нового, хорошо забытого старого»: впервые ехала на международном автобусе по территории бывшего союза, впервые за много лет ехала в отечественном поезде, впервые за десять (?) лет летела с «Аэрофлотом». Мне этот опыт понравился и следующую поездку в Грузию планирую уже по земле – хочу задержаться на пару дней в Казбеги.
Итого все транспортные расходы, включая перевес, составили: 20’300,40 рублей. Для сравнения: билеты на самолет по маршруту Тбилиси-Москва-Якутск (с возможной остановкой в Новосибирске) стоят от 26 тыс. рублей (цена указана на дату публикации). Плюс оплата за перевес и провоз негабаритного багажа.
Юлия ЕГОРОВА