БЛОГИ,  Европа,  Италия

ВЕНЕЦИЯ – СВЕТЛЕЙШАЯ

На побережье Адриатики, на северо-западе Италии, расположился один из знаменитейших и любимых туристами городов не только Республики, но и Европы – Венеция. Жемчужина Адриатики, Светлейшая – так называют этот город. Конечно, всем мил не будешь, и кто-то говорит, мол, Венеция, слишком грязная и дурно пахнет. Честно – не знаю, я просто этого не вижу. Ведь Венеция для меня – тот самый лучший город на Земле.

Римляне, венеты и готы

Как и, пожалуй, история любого итальянского города, история Венеции началась во времена Римской Империи. Правда, это были трехсотые-четырехсотые годы нашей эры – последние моменты жизни некогда великого государства. Венеция не всегда носила такое название: римляне, захватив территорию современного северо-запада Италии (примерно от Триесте до материковой Венеции), называли ее Аквилея. Аквилея стала центром Венетии – страны венетов.

Самая узкая улочка Венеции — calle Varisco

В 402 году на побережье приходят вестготы, разоряя его. Спасаясь от варваров жители бегут на острова лагуны – так, по легенде, 25 марта (это, между прочим, сегодня еще и день города) 421 года островитяне основывают ту Венецию, которую сейчас знают все. Но вот официальная версия совсем другая: согласно ей, Венеция родилась в 568 году, когда патриарх Павлин сбежал из Аквилеи, от нашествия лангобардов, на острова лагуны. И не просто сбежал, а прихватил с собой добрую часть сокровищницы аквилейского патриархата. Окруженный самыми крепкими стенами – морем – город стал быстро развиваться.

Немалую роль в возвеличивании Венеции сыграла и Византия. Дело в том, что Венеция, имея сильный флот, всегда поддерживала Империю, за что та, в свою очередь, снижала пошлины для венецианских кораблей приходящих в Константинополь и предоставляла другие торговые привилегии. Так Венеция стала крупнейшим узлом, через который в Европу доставлялись рис, шелк, специи и кофе.

Местные дары моря

Однако за любым взлетом следует падение. Так случилось и с Венецией. Византия – главный союзник – пала. Османская Империя, наоборот, начала набирать мощь. Часть территорий забирает себе Австрия. Приходит эпоха Великих Географических Открытий и лавры главных мореходов переходят к Генуе, Испании и Португалии. Но город продолжает жить и лучиться великолепием. Вместо портов и рынков открываются казино и бордели. Кстати, именно в Венеции проституция впервые была обложена налогами: власти посчитали, что 11 тысяч «рабочих» (это при численности населения в 60 тысяч) – отличная база для пополнения казны.

Каналы

Но снова – падение за падением. Сначала – испанский заговор, согласно которому остатки венецианского флота должны были быть взорваны, а сам город – разрушен до основания. К счастью, заговор раскрыли, благодаря одному из заговорщиков – Жафье. Истинный венецианец, он не смог допустить такой жестокой расправы над любимым городом и сдал план властям.

Затем пришел Наполеон Бонапарт. Венеция окончательно потеряла независимость. Потом были австрийцы. Опять французы. И опять австрийцы. Только через 50 лет, в 1848 году закончились эти терзания и Венеция вновь обрела независимость. Ненадолго – ведь в 1867 году город присоединяется к новой, объединенной Италии.

Крылатый лев

Из-за своей закрытости и любви к выгодной торговле венецианцы снискали себе славу таких себе высокомерных жадных счетоводов, не гнушающихся собирать мировые артефакты в своей водяной крепости. Эталоном рассказа о венецианском характере считается легенда о том, почему символом города стал лев. 11 век, собор Сан-Марко только строится, но святой Марк уже считается покровителем города. Только вот незадача – мощи святого находятся в Александрии и понятно, что турки их просто так не отдадут. Что же делают венецианцы? Купцы приезжают в Александрию, крадут мощи и прячут их в ящики со свининой, которые турки не досматривают. Возвращаются на родину и объявляют о божественном, самопроизвольном появлении мощей в соборе. А туркам ничего не осталось, кроме как согласиться. Так и стал крылатый лев, «перенесший» через море самого святого Марка, символом Венеции.

Площадь Сан-Марко

Думаете, это единственная кража «во благо города»? Нет уж. Например, колонны в главном соборе все разные – это не архитекторская задумка. Просто предприимчивым купцам что-то нравилось и они везли это в свой город. Что-то было украдено, что-то куплено. Александрия, Персия… Откуда только не привозили украшения. Но больше всего досталось Константинополю – городу, который так защищал Венецию.

Мост вздохов между судом и тюрьмой

Фактически, венецианцы были первыми «серьезными» мореходами. Позже, именно на примере Венеции, началось развиваться морское дело в Англии и Голландии. В эпоху своего расцвета венецианцы ходили по Черному морю до Крыма, по Азовскому – до Таны (современный Азов). Пелопоннес, Кипр, Бейрут, Дамаск, Багдад… И все дальше в Азию, покупая диковинки для европейского человека и описывая жизнь дальних народов.

Два дня в Венеции

Будь моя воля, осталась бы в Венеции жить. Но, ничего не поделаешь. Хотя бы два дня. Итак, где остановиться и что обязательно нужно посмотреть.

Каналы

Как я уже упомянула выше, Венеция сейчас состоит из двух частей: островной и материковой. Островная – это полностью старый город, по сути, музей под открытым небом. И цены на размещение там соответствующие. Так что, если хотите сэкономить – ищите отель в материковой части, тем более общественный транспорт между континентом и островами совсем не проблема, даже ночью. Так поступила и я в этот раз – нашла b&b в Местре, в полукилометре от вокзала, куда прибывал мой Flixbus из Брешии.

Спагетти с моллюсками

B&b так и называется – B&B Venezia Mestre. Это апартаменты на несколько комнат и с двумя ванными комнатами в обычном жилом доме. Содержат гостиницу два парня – Джованни и Деннис, они же готовят завтрак (вкусный кофе и яичница с сыром и ветчиной) и готовы ответить на вопросы про Венецию и просто поболтать по душам. Они же дадут карту Венеции, нарисовав на ней маршрут must see и отметив некоторые тонкости транспорта.

Местре, вид из окна

Кстати, о транспорте. Автобус стоит 1,5 евро, а вапоретто – уже 7,5 и действуют такие билеты 90 минут. Поэтому выгоднее купить абонемент – я взяла на 24 часа, за 20 евро. Он действует и на вапоретто, и на автобусе. Купить абонемент можно в ближайшей табаккерии.

Итак, приехали и расположились в хостеле. Пора в Венецию! Что еще было хорошо в  том месте, где я остановилась? Остановка прямо под окном. Венецию островную и Венецию материковую связывают довольно много автобусов, но в этот раз нужен был номер 2 (или же N – notturno, если возвращаться ночью), его же я считаю в принципе наиболее удобным в этом направлении. Автобус прибывает на Piazzale Roma, отсюда же отправляется обратно, дальше – только пешком или на вапоретто.

Пристань гондол

Первый день – центр

Итак, Piazzale Roma. Отсюда начинается прогулка по Венеции, и первая остановка, конечно же, Сан-Марко – сердце города. С Piazzale отходим к каналу и берем вапоретто номер 1 или 2  с направлением «San Marco». Пока едем – любуемся видами старинных дворцов. Вообще, таких «не-видел-не-был-в-Венеции» точек 6-7 и в первый, пеший день мы посетили только три: Сан-Марко, Риальто и Сан-Поло. До Академии, к сожалению, не дошли – времени не было, да и находится она чуть в стороне от основного маршрута.

Прогулявшись по Сан-Марко можно вернуться на Piazzale Roma, но взяв вапоретто в ту же сторону, что и сначала, то есть сделав круг по городу и посмотрев другую часть Венеции. Или же – пойти пешком. Венеция – город не большой, но очень не удобный в планировке. Когда я училась здесь, я бесчисленное количество раз терялась в улочках, при этом была уверена, что иду в правильном направлении. Так что, держите Google-карты под рукой (хотя они тоже порой не помогают, теряя сигнал спутника).

Вид на Гранд-Канал с Риальто

Я предпочитаю ходить пешком, так что до точки номер 2 (моста Риальто, самого первого через Гранд-Канал) добираемся своим ходом. Первые мосты (а самый первый, на заметку, аж 1180-х годов) были понтовыми, деревянными, рушились и сгорали. А вот дошедший до наших дней – каменный, украшенный галереями – берет свое начало в 1588 году. Изначально новый мост предназначался для рынка. Сейчас рынок расположен немного в стороне от моста (но так и остался называться Риальто), а на самом мосту, на месте старых лавок сейчас открыты сувенирные магазины. Также, в предрождественское время тут расположена часть рождественской ярмарки.

Риальто

Кстати, если время прогулки выпало на обед или ужин, то между Сан-Марко и Риальто есть ростиччерия Giroslon – это не слишком заметное и не претенциозное заведение, такая себе итальянская столовая. Место не рассчитано на туристов, так что цены там ниже и порции больше. Зато вкусно. Но места маловато. Нам с подругой пришлось спрашивать разрешения подсесть к весьма милой итальянской бабушке.

От Риальто дальше, к Сан-Поло. С одной стороны, это ничем не примечательный район с очередными церквями (в Италии живем, сами понимаете…). С другой – это один из наиболее значимых исторических районов Венеции. Во-первых, нужно начать с того, что это вообще первый район Венеции. Когда он уже был заселен и обжит, добрая часть современных венецианских территорий была еще пустыми болотистыми островами. Во-вторых, здесь находится самая старая церковь города – Сан-Джакомо-ди-Риальто. В-третьих, еще одна церковь, бывший монастырь тамплиеров – Сан-Поло, давшая, между прочим, и название району.

Лавка карнавальных масок

За такой прогулкой можно провести весь день, а вечером отправится, пожалуй, в самое веселое и живое место Венеции – Campo SantaMargherita. Здесь недалеко расположено главное здание университета – Ca’Foscari (на венецианском диалекте “сa” – «дворец»), поэтому Santa-Margherita по праву считается студенческой площадью. Бары, музыка… Это кажется так «не к лицу» почтенной Венеции. Но в этом и есть прелесть этой площади. Выпейте сприц – традиционный венецианский коктейль — в одном из многочисленных баров. И зайдите в пиццерию Bien – здесь обслуживают только на вынос, что не мешает печь одну из лучших пицц города (а еще безумно дешево и работают до полуночи, если не позже – студенты народ голодный).

Сприц

Второй день – стекло, кружево и цветные домики

«Окраины» Венеции не менее знамениты, чем сам город и, наверное, два самых известных острова, лежащих поодаль от Венеции – Мурано и Бурано. Мурано находится ближе и экскурсию стоит начать с него. Также, как и вначале – вапоретто с Piazzale Roma, номер 4.1 или 4.2. Эта остановка очень большая, состоит из нескольких платформ, на электронном табло, вместе с номером и временем прибытия, указывают и букву платформы, это важно, потому что «четверка» приходит не на центральные, а, обычно, на крайнюю левую платформу, которая довольно далеко в стороне. Пройдясь по Мурано можно отправляться на Бурано: 12 номер с остановки Faro Murano. Вапоретто транспорт очень (ОЧЕНЬ) медленный: от города до Мурано примерно 20-30 минут, а от Мурано до Бурано – немногим меньше часа езды.

Самые дешевые билеты из Москвы в Венецию и обратно

Дата вылетаДата возвращенияПересадкиАвиакомпанияНайти билеты
16 Января 202319 Января 2023Прямой рейсБилеты от 34 498
18 Февраля 202325 Февраля 20231 остановкаБилеты от 32 008
15 Декабря 202221 Декабря 20221 остановкаБилеты от 30 494
15 Февраля 202324 Февраля 20232 остановкиБилеты от 34 802
30 Октября 202210 Ноября 20221 остановкаБилеты от 49 964
Piazzale Roma, мост Конституции

Мурано, едва ли не с самого своего появления в составе Венецианской республики, славится стеклодувными мастерскими. Сюда их перенесли в 13 веке, посчитав, что иметь такое производство в деревянном городе слишком опасно. В те времена мастера были изолированы на острове, не имели права выезжать за его пределы – ведь это была угроза раскрытия секрета лучшего стекла в Европе. Однако, за такие жертвы стеклодувы получили и определенные привилегии: их дети могли сочетаться браком с аристократами и уже внуки наследовали все дворянские титулы, а не оставались простыми потомками стеклодувов.

«Оркестр» из муранского стекла

Мурано – своего рода мини-город: свои церкви, дворцы, оставшиеся с тех времен, когда у местных патрициев была мода устраивать себе «дачи» на этом острове. Но, все-таки, самым интересным местом для посещения здесь остается Музей стекла. За 14 евро здесь можно увидеть всю историю знаменитого острова.

Мурано

Следующая остановка – Бурано. Самый яркий остров лагуны – каждый дом здесь имеет свой цвет (и, соответсnвенно, свое «цветное» название).   Считается, что такая яркость нужна была для того, чтобы моряки легче находили дорогу домой. Но есть и другая версия – до 1923 года (это год, когда как раз бывшие территории Венецианской республики вновь объединились), как и Мурано, Бурано считался отдельным городом и муниципальное управление раздало пофамильное указание раскрасить дома в разные цвета и тем самым выделить город.

Бурано

А еще Бурано славилось своим воздушным кружевом (Музей кружева, кстати, тоже есть). В здании музея раньше размещалась школа для кружевниц – сюда приезжали девушки со всей Италии. Это было единственное подобное заведение: здесь все было не так строго, как со стеклом, но все равно власти следили чтобы никто не посмел вывезти секреты кружевоплетения.

Табличка на одном из домов Бурано: «Цвет, как и музыка – это короткий путь, чтобы достичь наших чувств и пробудить наши эмоции»

Я могу говорить про Венецию бесконечно. То, что написала здесь – это маленькая толика всех рассказов, я даже старалась сокращать что-то, чтобы уложиться в формат. Это была моя первая поездка в Венецию после 2014 года – тогда я прожила там целый семестр. И, пожалуй, это было мое первое чувство ностальгии; именно здесь началось мое путешествие для покорения Европы. Все эти годы я собиралась приехать сюда, но всегда что-то не получалось. Два дня – мало. Надеюсь, следующая поездка будет дольше.

Татьяна ПИЛИПЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.