БЛОГИ,  Европа,  Италия

ВЕНЕЦИЯ – СВЕТЛЕЙШАЯ

На побережье Адриатики, на северо-западе Италии, расположился один из знаменитейших и любимых туристами городов не только Республики, но и Европы – Венеция. Жемчужина Адриатики, Светлейшая – так называют этот город. Конечно, всем мил не будешь, и кто-то говорит, мол, Венеция, слишком грязная и дурно пахнет. Честно – не знаю, я просто этого не вижу. Ведь Венеция для меня – тот самый лучший город на Земле.

Римляне, венеты и готы

Как и, пожалуй, история любого итальянского города, история Венеции началась во времена Римской Империи. Правда, это были трехсотые-четырехсотые годы нашей эры – последние моменты жизни некогда великого государства. Венеция не всегда носила такое название: римляне, захватив территорию современного северо-запада Италии (примерно от Триесте до материковой Венеции), называли ее Аквилея. Аквилея стала центром Венетии – страны венетов.

Самая узкая улочка Венеции — calle Varisco

В 402 году на побережье приходят вестготы, разоряя его. Спасаясь от варваров жители бегут на острова лагуны – так, по легенде, 25 марта (это, между прочим, сегодня еще и день города) 421 года островитяне основывают ту Венецию, которую сейчас знают все. Но вот официальная версия совсем другая: согласно ей, Венеция родилась в 568 году, когда патриарх Павлин сбежал из Аквилеи, от нашествия лангобардов, на острова лагуны. И не просто сбежал, а прихватил с собой добрую часть сокровищницы аквилейского патриархата. Окруженный самыми крепкими стенами – морем – город стал быстро развиваться.

Немалую роль в возвеличивании Венеции сыграла и Византия. Дело в том, что Венеция, имея сильный флот, всегда поддерживала Империю, за что та, в свою очередь, снижала пошлины для венецианских кораблей приходящих в Константинополь и предоставляла другие торговые привилегии. Так Венеция стала крупнейшим узлом, через который в Европу доставлялись рис, шелк, специи и кофе.

Местные дары моря

Однако за любым взлетом следует падение. Так случилось и с Венецией. Византия – главный союзник – пала. Османская Империя, наоборот, начала набирать мощь. Часть территорий забирает себе Австрия. Приходит эпоха Великих Географических Открытий и лавры главных мореходов переходят к Генуе, Испании и Португалии. Но город продолжает жить и лучиться великолепием. Вместо портов и рынков открываются казино и бордели. Кстати, именно в Венеции проституция впервые была обложена налогами: власти посчитали, что 11 тысяч «рабочих» (это при численности населения в 60 тысяч) – отличная база для пополнения казны.

Каналы

Но снова – падение за падением. Сначала – испанский заговор, согласно которому остатки венецианского флота должны были быть взорваны, а сам город – разрушен до основания. К счастью, заговор раскрыли, благодаря одному из заговорщиков – Жафье. Истинный венецианец, он не смог допустить такой жестокой расправы над любимым городом и сдал план властям.

Затем пришел Наполеон Бонапарт. Венеция окончательно потеряла независимость. Потом были австрийцы. Опять французы. И опять австрийцы. Только через 50 лет, в 1848 году закончились эти терзания и Венеция вновь обрела независимость. Ненадолго – ведь в 1867 году город присоединяется к новой, объединенной Италии.

Крылатый лев

Из-за своей закрытости и любви к выгодной торговле венецианцы снискали себе славу таких себе высокомерных жадных счетоводов, не гнушающихся собирать мировые артефакты в своей водяной крепости. Эталоном рассказа о венецианском характере считается легенда о том, почему символом города стал лев. 11 век, собор Сан-Марко только строится, но святой Марк уже считается покровителем города. Только вот незадача – мощи святого находятся в Александрии и понятно, что турки их просто так не отдадут. Что же делают венецианцы? Купцы приезжают в Александрию, крадут мощи и прячут их в ящики со свининой, которые турки не досматривают. Возвращаются на родину и объявляют о божественном, самопроизвольном появлении мощей в соборе. А туркам ничего не осталось, кроме как согласиться. Так и стал крылатый лев, «перенесший» через море самого святого Марка, символом Венеции.

Площадь Сан-Марко

Думаете, это единственная кража «во благо города»? Нет уж. Например, колонны в главном соборе все разные – это не архитекторская задумка. Просто предприимчивым купцам что-то нравилось и они везли это в свой город. Что-то было украдено, что-то куплено. Александрия, Персия… Откуда только не привозили украшения. Но больше всего досталось Константинополю – городу, который так защищал Венецию.

Мост вздохов между судом и тюрьмой

Фактически, венецианцы были первыми «серьезными» мореходами. Позже, именно на примере Венеции, началось развиваться морское дело в Англии и Голландии. В эпоху своего расцвета венецианцы ходили по Черному морю до Крыма, по Азовскому – до Таны (современный Азов). Пелопоннес, Кипр, Бейрут, Дамаск, Багдад… И все дальше в Азию, покупая диковинки для европейского человека и описывая жизнь дальних народов.

Два дня в Венеции

Будь моя воля, осталась бы в Венеции жить. Но, ничего не поделаешь. Хотя бы два дня. Итак, где остановиться и что обязательно нужно посмотреть.

Каналы

Как я уже упомянула выше, Венеция сейчас состоит из двух частей: островной и материковой. Островная – это полностью старый город, по сути, музей под открытым небом. И цены на размещение там соответствующие. Так что, если хотите сэкономить – ищите отель в материковой части, тем более общественный транспорт между континентом и островами совсем не проблема, даже ночью. Так поступила и я в этот раз – нашла b&b в Местре, в полукилометре от вокзала, куда прибывал мой Flixbus из Брешии.

Спагетти с моллюсками

B&b так и называется – B&B Venezia Mestre. Это апартаменты на несколько комнат и с двумя ванными комнатами в обычном жилом доме. Содержат гостиницу два парня – Джованни и Деннис, они же готовят завтрак (вкусный кофе и яичница с сыром и ветчиной) и готовы ответить на вопросы про Венецию и просто поболтать по душам. Они же дадут карту Венеции, нарисовав на ней маршрут must see и отметив некоторые тонкости транспорта.

Местре, вид из окна

Кстати, о транспорте. Автобус стоит 1,5 евро, а вапоретто – уже 7,5 и действуют такие билеты 90 минут. Поэтому выгоднее купить абонемент – я взяла на 24 часа, за 20 евро. Он действует и на вапоретто, и на автобусе. Купить абонемент можно в ближайшей табаккерии.

Итак, приехали и расположились в хостеле. Пора в Венецию! Что еще было хорошо в  том месте, где я остановилась? Остановка прямо под окном. Венецию островную и Венецию материковую связывают довольно много автобусов, но в этот раз нужен был номер 2 (или же N – notturno, если возвращаться ночью), его же я считаю в принципе наиболее удобным в этом направлении. Автобус прибывает на Piazzale Roma, отсюда же отправляется обратно, дальше – только пешком или на вапоретто.

Пристань гондол

Первый день – центр

Итак, Piazzale Roma. Отсюда начинается прогулка по Венеции, и первая остановка, конечно же, Сан-Марко – сердце города. С Piazzale отходим к каналу и берем вапоретто номер 1 или 2  с направлением «San Marco». Пока едем – любуемся видами старинных дворцов. Вообще, таких «не-видел-не-был-в-Венеции» точек 6-7 и в первый, пеший день мы посетили только три: Сан-Марко, Риальто и Сан-Поло. До Академии, к сожалению, не дошли – времени не было, да и находится она чуть в стороне от основного маршрута.

Прогулявшись по Сан-Марко можно вернуться на Piazzale Roma, но взяв вапоретто в ту же сторону, что и сначала, то есть сделав круг по городу и посмотрев другую часть Венеции. Или же – пойти пешком. Венеция – город не большой, но очень не удобный в планировке. Когда я училась здесь, я бесчисленное количество раз терялась в улочках, при этом была уверена, что иду в правильном направлении. Так что, держите Google-карты под рукой (хотя они тоже порой не помогают, теряя сигнал спутника).

Вид на Гранд-Канал с Риальто

Я предпочитаю ходить пешком, так что до точки номер 2 (моста Риальто, самого первого через Гранд-Канал) добираемся своим ходом. Первые мосты (а самый первый, на заметку, аж 1180-х годов) были понтовыми, деревянными, рушились и сгорали. А вот дошедший до наших дней – каменный, украшенный галереями – берет свое начало в 1588 году. Изначально новый мост предназначался для рынка. Сейчас рынок расположен немного в стороне от моста (но так и остался называться Риальто), а на самом мосту, на месте старых лавок сейчас открыты сувенирные магазины. Также, в предрождественское время тут расположена часть рождественской ярмарки.

Риальто

Кстати, если время прогулки выпало на обед или ужин, то между Сан-Марко и Риальто есть ростиччерия Giroslon – это не слишком заметное и не претенциозное заведение, такая себе итальянская столовая. Место не рассчитано на туристов, так что цены там ниже и порции больше. Зато вкусно. Но места маловато. Нам с подругой пришлось спрашивать разрешения подсесть к весьма милой итальянской бабушке.

От Риальто дальше, к Сан-Поло. С одной стороны, это ничем не примечательный район с очередными церквями (в Италии живем, сами понимаете…). С другой – это один из наиболее значимых исторических районов Венеции. Во-первых, нужно начать с того, что это вообще первый район Венеции. Когда он уже был заселен и обжит, добрая часть современных венецианских территорий была еще пустыми болотистыми островами. Во-вторых, здесь находится самая старая церковь города – Сан-Джакомо-ди-Риальто. В-третьих, еще одна церковь, бывший монастырь тамплиеров – Сан-Поло, давшая, между прочим, и название району.

Лавка карнавальных масок

За такой прогулкой можно провести весь день, а вечером отправится, пожалуй, в самое веселое и живое место Венеции – Campo SantaMargherita. Здесь недалеко расположено главное здание университета – Ca’Foscari (на венецианском диалекте “сa” – «дворец»), поэтому Santa-Margherita по праву считается студенческой площадью. Бары, музыка… Это кажется так «не к лицу» почтенной Венеции. Но в этом и есть прелесть этой площади. Выпейте сприц – традиционный венецианский коктейль — в одном из многочисленных баров. И зайдите в пиццерию Bien – здесь обслуживают только на вынос, что не мешает печь одну из лучших пицц города (а еще безумно дешево и работают до полуночи, если не позже – студенты народ голодный).

Сприц

Второй день – стекло, кружево и цветные домики

«Окраины» Венеции не менее знамениты, чем сам город и, наверное, два самых известных острова, лежащих поодаль от Венеции – Мурано и Бурано. Мурано находится ближе и экскурсию стоит начать с него. Также, как и вначале – вапоретто с Piazzale Roma, номер 4.1 или 4.2. Эта остановка очень большая, состоит из нескольких платформ, на электронном табло, вместе с номером и временем прибытия, указывают и букву платформы, это важно, потому что «четверка» приходит не на центральные, а, обычно, на крайнюю левую платформу, которая довольно далеко в стороне. Пройдясь по Мурано можно отправляться на Бурано: 12 номер с остановки Faro Murano. Вапоретто транспорт очень (ОЧЕНЬ) медленный: от города до Мурано примерно 20-30 минут, а от Мурано до Бурано – немногим меньше часа езды.

Самые дешевые билеты из Москвы в Венецию и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

17.12.2019

31.12.2019

Прямой

Билеты от 6 659

07.04.2020

19.04.2020

1 пересадка

Билеты от 6 284

18.12.2019

31.12.2019

2 пересадки

Билеты от 7 792

Piazzale Roma, мост Конституции

Мурано, едва ли не с самого своего появления в составе Венецианской республики, славится стеклодувными мастерскими. Сюда их перенесли в 13 веке, посчитав, что иметь такое производство в деревянном городе слишком опасно. В те времена мастера были изолированы на острове, не имели права выезжать за его пределы – ведь это была угроза раскрытия секрета лучшего стекла в Европе. Однако, за такие жертвы стеклодувы получили и определенные привилегии: их дети могли сочетаться браком с аристократами и уже внуки наследовали все дворянские титулы, а не оставались простыми потомками стеклодувов.

«Оркестр» из муранского стекла

Мурано – своего рода мини-город: свои церкви, дворцы, оставшиеся с тех времен, когда у местных патрициев была мода устраивать себе «дачи» на этом острове. Но, все-таки, самым интересным местом для посещения здесь остается Музей стекла. За 14 евро здесь можно увидеть всю историю знаменитого острова.

Мурано

Следующая остановка – Бурано. Самый яркий остров лагуны – каждый дом здесь имеет свой цвет (и, соответсnвенно, свое «цветное» название).   Считается, что такая яркость нужна была для того, чтобы моряки легче находили дорогу домой. Но есть и другая версия – до 1923 года (это год, когда как раз бывшие территории Венецианской республики вновь объединились), как и Мурано, Бурано считался отдельным городом и муниципальное управление раздало пофамильное указание раскрасить дома в разные цвета и тем самым выделить город.

Бурано

А еще Бурано славилось своим воздушным кружевом (Музей кружева, кстати, тоже есть). В здании музея раньше размещалась школа для кружевниц – сюда приезжали девушки со всей Италии. Это было единственное подобное заведение: здесь все было не так строго, как со стеклом, но все равно власти следили чтобы никто не посмел вывезти секреты кружевоплетения.

Табличка на одном из домов Бурано: «Цвет, как и музыка – это короткий путь, чтобы достичь наших чувств и пробудить наши эмоции»

Я могу говорить про Венецию бесконечно. То, что написала здесь – это маленькая толика всех рассказов, я даже старалась сокращать что-то, чтобы уложиться в формат. Это была моя первая поездка в Венецию после 2014 года – тогда я прожила там целый семестр. И, пожалуй, это было мое первое чувство ностальгии; именно здесь началось мое путешествие для покорения Европы. Все эти годы я собиралась приехать сюда, но всегда что-то не получалось. Два дня – мало. Надеюсь, следующая поездка будет дольше.

Татьяна ПИЛИПЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *