ВАТИКАН: ПРОДОЛЖЕНИЕ
Ватикан – удивительное место. Это на самом деле непередаваемые, неописуемые ощущения – находиться в месте, столь закрытом, столь историческом. В месте, о котором написано столько книг и снято столько фильмов. Видеть скульптуры и картины, которые ты увидел первый раз много-много лет назад в потрепаном учебнике истории. Эти ощущения вообще присутствуют при посещении Рима, но в Ватикане они еще больше усиливаются. Потрясающе.
Начало про Ватикан — здесь.
Прочитать про Рим — здесь.
Собор Святого Петра
Мой день был распланирован так: с утра Музеи, после обеда в базилику. На обед можно зайти в Zi Gaetana, это ресторан недалеко от Ватикана и в нем адекватные для Рима цены, особенно учитывая, что это еще и один из самых туристических районов. Про римскую карбонару знают все, но бы я порекомендовала еще один традиционно-региональный рецепт: pasta cacio e pepe – паста с сыром и перцем. Просто и очень вкусно.
Вход в собор бесплатный, за подъем на купол или спуск в сокровищницу придется заплатить. Будьте морально готовы к очереди. И к своим соотечественникам, и китайцам, которые будут стремиться пролезть вперед группой в 5-10 человек. Я простояла чуть больше часа, и это мне еще повезло: довольно рано пообедала и пришла, когда большинство людей как раз на обеде, и очередь начиналась с середины площади. Когда вышла из базилики, это было часа в три дня, очередь была уже у противоположной стороны площади.
120 лет и 13 архитекторов – столько потребовалось для завершения главного католического собора. Изначальный греческий крест превращается в латинский, вытягивая здание, делая его еще монументальнее. До конца XX века собор Святого Петра был самым большим католическим храмом мира, на пол базилики, для сравнения, нанесены метки с размерами других важных соборов западно-христианской церкви. Сейчас римский собор занимает второе место по величине, уступив первенство храму в Ямусукро в Кот-д’Ивуаре, который, кстати, построен по образу и подобию базилики Святого Петра.
[tp_hotel_widget hotel_id=4975898 responsive=true subid=»» powered_by=»true»]
Очередь пережита, досмотр пройден. Я начала осмотр с купола, потому что зимой он закрывается в пять вечера (летом – в 18:00; начало работы в оба сезона – 7:30), не хотела рисковать со временем. Стоимость подъема 8 евро пешком и 10 – на лифте. Здесь, кстати, билет можно не бронировать, очередь есть, но она не многочасовая, передо мной были только четыре человека. Я люблю подниматься пешком, в каждом городе я страюсь посетить такие точки обзора. И из всех куполов/колоннад/крыш на которые поднималась – эта далась сложнее всего. Во-первых, длина практически в 600 ступеней. Во-вторых, сама архитектура подъема. Я, не имея раньше никаких проблем с клаустрофобией (да и вообще с замкнутыми пространствами), в определенный момент поняла, что на меня накатывает паника: эти узкие высокие ступени в самом куполе, где нужно идти, согнувшись, но предельно осторожно, чтобы не скатиться по ступеням. Наверное, это единственный раз, когда я предпочла бы подняться на лифте, чем идти пешком.
Но знаете, это того стоит. Сначала лестница приведет внутрь купола. И знаете, одно дело – видеть купол снизу. Совсем другое – подняться в него, увидеть все великолепие мозаик, всю величину и высоту базилики. Смотря оттуда вниз не представляешь, насколько много людей там, внизу. Они практически неразличимы. Вокруг купола к очередным лестницам, тем самым, узким. Которые приведут еще выше – на смотровую площадку на самой вершине купола. Отсюда видно все величие Рима и вся гениальность архитекторов, работавших над площадью Святого Петра. Именно отсюда виден знаменитый «ключ Святого Петра» — идеально полукруглые колоннады.
Целый день погода была довольно пасмурной, но без дождя. Время от времени даже солнце выглядывало. И знаете что? По закону подлости, когда я поднялась на смотровую площадку, начался ливень. Причем, полбеды, если бы это был только дождь. К нему добавился еще и ветер, что на такой высоте не удивительно. Я поднималась и успокаивала себя, что ради таких шикарных фоток и видов стоит потерпеть и побороть себя. И я просто не смогла выйти на край площадки на достаточное количество времени, чтобы сделать относительно ровную фотографию. Там просто невозможно было остановиться, потому что сдувало и промокало все в секунды.
Посмотрели на Рим с высоты, теперь можно со спокойной душой спускаться в сам собор. Он потрясает, и не только своей грандиозностью, но и богатством убранства и гармонией линий. Статуи, надгробия, алтари: пожалуй, каждая деталь храма – отдельное произведение искусства. Конечно, в любом храме есть своя реликвия, своя гордость. В соборе Святого Петра таких реликвий не перечесть. Бронзовая статуя Петра, «Пьета» Микеланджело, надгробия и памятники Папам… Их изучению люди посвящают научные труды. Описывать все это – не хватит слов. Это просто нужно видеть.
Площадь Святого Петра
Эта площадь достойна отдельной подглавы в статье, ведь грандиозный собор требует площадь себе под стать, не менее идеальную и величественную, чем он сам. За работу берется архитектор Бернини, бывший также архитектором, закончившим собор Святого Петра. Не удивительно, что он понимал, что требуется для оформления площади.
Первое, что бросается в глаза на площади – обелиск, привезенный Калигулой в самом начале нашей эры из Гелиополя. По легендам, обелиск украшал цирк императора Нерона, в котором и был казнен апостол Петр. По другому преданию, в сфере на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Однако, это было опровергнуто еще в XVI веке. От обелиска расходятся лучи, причем так, что получаются солнечные часы.
[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=LED destination=ROM title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]
Площадь состоит из трех частей: овальный центр и две аллеи. С купола аллеи кажутся идеально ровными, особенно дальняя. Фокус в том, что аллеи заложены в форме трапеции. Такая форма позволяет уменьшить перспективу и открыть вид.
Центральный овал площади, на мой взгляд – самая удивительная часть всего комплекса. Гений мастера видно буквально невооруженным глазом: в центре площади найдите белый круг, встаньте на него и взгляните на колоннаду. Вы увидите что она абсолютно симметрична, колонны выстроятся одна за другой и на мгновение вас посетит сомнение – а точно ли это полукруг? Поднимите голову и полюбуйтесь на аттик (украшенный выступ над карнизом здания) колоннады: Вот они – 140 огромных (3 метра 10 сантиметров!) скульптур святых.
Площадь Святого Петра очень строгая по своей архитектуре и оформлению. И именно эта строгость дополняет Собор. Здесь в меру все. Базилика не теряется ни в окружающей архитектуре, ни в пышности самой площади. Собор Святого Петра здесь – главный герой. Но как и любому протагонисту, ему необходимо соответствующая атмосфера. И в Ватикане за эту атмосферу отмечает площадь Святого Петра.
Замок Сант’Анджело
Из Ватикана, мимо Тибра в величественный замок, который долгое время являлся папской резиденцией и крепостью. Замок Ангела, к которому ведет мост Ангела, на котором стоят десять статуй ангелов – очень по-итальянски, как мне кажется.
Замок Святого Ангела – одно из самых внушительных зданий Рима, и не только по своему внешнему виду, но и по своей истории, которая начинается аж во II веке нашей эры. Тогда император Адриан распорядился выстроить себе усыпальницу по образу и подобию того, что находился в Фиванском некрополе. Постройка имеет классические для мавзолея формы: квадратное основание и цилиндрический центр, на верху которого был разбит сад со скульптурой Гелиоса на колеснице в центре. Гробница, в своем первоначальном виде просуществовала еще около пятисот лет. Однако, в конце концов, не выдержала многочисленных захватчиков: прах императоров был развеян, их богатства разграблены, а само здание пришло в забвение.
Как можно догадаться, замок не всегда носил такое название. Изначально это был просто мавзолей Адриана. Очередной чумной год, даже Папу Пелагия II не пощадила болезнь. Тогда, по легенде, его преемник, Григорий I, взмолился о скорейшем окончании эпидемии и в конце своей молитвы увидел на крыше мавзолея архангела Михаила и посчитал это добрым знаком. Так и появился замок Сант’Анджело – замок Святого Ангела. После этого события Папская Область начинает активно реставрировать и модернизировать мавзолей, превращая его в неприступную крепость Его Святейшества. В конце концов, замок напрямую соединяют с Ватиканом посредством укрепленного перехода – пассетто.
В те времена Сант’Анджело был самым желанным куском для римских аристократов – кто владел замком, тот владел и Папским Государством. Отсюда и были все распри и феодальные разборки. Орсини, Крешенци, Пьерлеони и другие семьи отвоевывали замок друг у друга и возводили на Папский престол человека из своего рода. Так продолжалось вплоть до XV века, когда замок переживает свое второе рождение и превращается в неприступную крепость с четырьмя бастионами. Испанцы Борхиа (или, на итальянский лад — Борджиа), такие нелюбимые в Риме, во главе с папой Александром VI, прекрасно понимая всю шаткость своего положения, сделали все, чтобы это положение удержать. Боевой оплот снаружи и роскошные апартаменты внутри – до сих пор эти стены помнят интриги семьи Борджиа.
Нужно ли говорить, что в таком замке были темницы? Неугодные конкретной семье или конкретному Папе, еретики, богохульники… Эти камеры не пустовали. Отсюда Галилей шел на свое сожжение (где его простили и заменили костер на пожизненный домашний арест), к Джордано Бруно судьба была не так благосклонна – после шести лет в подвалах Сант’Анджело его все-таки отправили на смертную казнь.
Я пока что не была в «настоящих» замках, типа немецких или словенских – которые все такие сказочные и воздушные. Вообще, если прикинуть, я мало в каких замках была. Но вот Сант’Анджело произвел на меня впечатление этакой резиденции Дракулы – огромный, темный, с множеством дверей.
Еще перед поездкой в Рим посмотрела сериал про семью Борджиа и при прогулке по замку меня не покидало ощущение присутствия призраков прошлого, людей живших здесь столетия назад. Это чувство мимолетности бытия, наверное, одно из моих любимых ощущений, для меня – это и есть Италия. Смотреть на памятники, которые стояли здесь тысячи лет до тебя и, скорее всего, простоят еще столько же после. Непередаваемо.
Татьяна ПИЛИПЕНКО