ЛИОН
Поездка в Лион была запланирована безумно давно – там живет мой хороший друг. Мы учились в одном университете в Астрахани и в один год, в 2017, из Астрахани же и уехали – он во Францию, я в Италию. И вот два года у нас были разговоры, что где-то как-то надо пересечься, но все не получалось, пока в октябре 2019 он не приехал в Италию. Ну и после этого я стала искать время приехать с ответным визитом. Перед Рождеством поняла, что в марте 2020 есть свободная неделька – списалась, согласовали даты, и я сразу же взяла билет Милан-Лион.
Все было прекрасно и замечательно до конца февраля. Пока в Италию не пришел коронавирус. И я начала беспокоиться. Но не по поводу вируса, а из-за того что такая долгожданная поездка медленно накрывается медным тазом. Я каждый день контролировала все новости и транспортную ситуацию, когда автобус Flixbus Милан-Лион остановили на середине пути из-за кашляющего водителя, я была уверена, что мой-то поезд уж точно отменят. Решение ехать или нет, я принимала буквально вечером накануне отъезда, 2 марта. Однако мало было уехать. Был еще и риск застрять на границе Франции и Италии. К моему счастью, это был французский скорый поезд, и Франция не закрывала границы. Вот, наконец-то я в Лионе!
Все началось с… римлян!
Да, как это часто бывает в истории центральной Европы, город был основан римлянами в далеком 43 году до нашей эры. Тогда Лион еще был Лунгдуном. Кто-то говорит, что это переводится как «холм ворона», кто-то – что это название есть не что иное, как посвящение кельтскому богу Лугу. Город растет, становится одним из важнейших узлов для Римской Империи, которая развивает его: прокладывает дороги, акведуки, возводит амфитеатры. Но с падением Империи и в Лион приходит упадок. Начинаются нашествия варваров, дележ территорий между Францией и Германией, эпидемии чумы… Казалось бы – закат города, каких уже было много. Но вот, откуда-то с юга, приходит Возрождение.
Итальянские купцы, поняв выгодное географическое положение Лиона, вдохнули в город новую жизнь. И, смотря на архитектуру Старого Города, это очень заметно. Теплые (и достаточно насыщенные) цвета, форма зданий, внутренние дворики («патио») – то, что так характерно для Италии очень распространено здесь. Все-таки, на мой взгляд, французская архитектура более строгая и сдержанная, чем итальянская.
Именно здесь в 1470 году напечатают первую французскую книгу. Именно здесь начнут производить шелк – в Лионе не будет налога на ткачество. Именно здесь пройдет первое в Европе восстание рабочих: восстание ткачей 1831 года.
После этого город начали перестраивать по парижскому типу: сносили здания, расширяли улицы, делали их прямыми и широкими, чтобы те хорошо простреливались и не годились для создания баррикад. Здесь родятся кино и Антуан де Сент-Экзюпери. Именно этому городу присвоят звание гастрономической столицы Франции. Привет, Лион!
Мужское и женское
Лион расположился между двух рек – Роной и ее притоком Соной. В русском языке обе принимают женский род, но во французском не все так просто. Le Rhône – артикль “le” указывает на мужской род, la Saône – артикль “la” и женский род. Рона – огромная, бурлящая, способная увлечь в свои пучины что угодно. И Сона – небольшая и тихая. Так и пошло это деление: Рона символизирует мужское начало, а Сона – женское.
Эта аллегория очень отражена в лионской культуре. Взять хотя бы площадь Белькур (между прочим, одна из самых больших в Европе), что на полуострове Прескиль – как раз между двумя реками.
В середине возвышается конная статуя Людовика XIV, а на ее пьедестале с одной стороны – статуя женщины, с другой – мужчины. Это как раз и есть Рона и Сона.
Кстати, поднимите еще раз взгляд на Людовика. Есть в нем что-то странное. А именно – отсутствие стремян. Говорят, за такую оплошность скульптор поплатился жизнью…
Раз уж я начала писать про реки, то должна упомянуть и фонтан четырех рек, или фонтан Бартольди (того самого скульптора, который подарил миру Статую Свободы), установленный перед мэрией Лиона.
В далеком 1857 году славный муниципалитет Бордо захотел себе фонтан. И не просто что-то рядовое, но нечто грандиозное и запоминающееся. Устроили конкурс. Федерик Бартольди, еще только начинающий 23-летний юноша, тоже представил свой проект. Однако занял лишь второе место. Проект отложили, а через некоторое время отдали Лиону. Так, в конце 19 века на площади Терро появилась колесница с четверкой лошадей.
Четверкой управляет женщина и здесь опять можно проследить аллегорию. Женщина олицетворяет всю республику. Она – Марианна, провозглашающая свободу, равенство и братство. Она – свобода, ведущая народ. Она и есть сама Франция.
[tp_hotel_widget hotel_id=310949 responsive=true subid=»» powered_by=»true»]
А эти взмыленные кони – еще одно сравнение. Четыре лошади – четыре главных французских реки. Сена, на которой стоит Париж; лионские Рона и Сона; и Луара, протекающая через освобожденный Жанной д’Арк Орлеан.
Фурвьер и Круа-Русс
Фурвьер и Круа-Русс – названия холмов, на которых стоит Лион. Или, по-другому, Молящийся холм и Рабочий холм. Откуда же взялись эти названия?
Начнем с холма Фурвьер, откуда и начинается вся история сначала Лунгдуна и, затем, Лиона. У его подножия – мэрия и опера, на склонах – Старый Город (кстати, внесенный в список наследия ЮНЕСКО, как один самых целостных из сохранившихся кварталов эпохи Возрождения). А на самом верху – базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер.
Сам собор довольно молодой – он был заложен в 1870 году, хотя на этом месте всегда были сооружены какие-то молельни или часовни. Легенда гласит, что в 1870 году, когда Пруссия заняла Париж и уже направлялась на юг страны, лионцы вышли на холм и взмолились Деве Марии о защите города. Армия Бисмарка так и не дошла до Лиона, а жители города исполнили свое обещание и начали возводить собор.
К слову о том, насколько был богат торговый Лион: Нотр-Дам-де-Фурвьер был полностью отстроен на пожертвования горожан, церковь к этому не имела отношения; и даже сейчас собор не относится к католической церкви, хотя и выполняет функции религиозного заведения.
Базилика состоит из двух храмов – верхнего и нижнего. В верхнем храме, опять же, очень видно влияние Италии – шикарная отделка, позолота, мозаики, витражи…
Все-таки французские церкви более строгие (я бы даже сказала – нагнетающие величие) в цветах и отделке, очень часто это камень и небольшое количество цветного стекла. Нижний храм намного более скромный.
Здесь расположена крипта святого Иосифа, а также коллекция изображений Девы Марии из разных христианских общин мира.
Рядом с базиликой есть и своя «Эйфелева башня»: телевизионная антенна-копия третьего яруса парижанки. Именно здесь испытывали иллюминацию, прежде чем зажечь ее на столичной башне.
Как вы помните, в Лионе не было налогов на ткачество, и потому сюда отовсюду съезжались мастера и обживали холм Круа-Русс. Отсюда и его «прозвище»: Рабочий холм. Сначала семейные мастерские, потом – мануфактуры и фабрики. Здесь появились первые профсоюзы: после восстаний ткачей рабочие поняли, что с условиями работы (а у наемных рабочих на ткацких фабриках они были ужасные) нужно бороться организованно.
[tp_cheapest_flights_shortcodes origin=MIL destination=LYS title=»» paginate=true subid=»» currency=»RUB»]
Рассказывая про Лион нельзя не упомянуть нечто очень лионское: трабуль. Трабуль – переход между домами, соединяющий разные улицы.
Трабули появились еще в Лунгдуне: тогда жителям нужно было спускаться к Соне за водой и такие проходы значительно экономили время. Приезжие ткачи взяли на заметку такие проходы и перенесли их и в архитектуру Круа-Русс. Это действительно было удобно – не петляя можно было перенести тюки с тканью или перетащить шелк из одной мастерской в другую, не рискуя намочить его.
Татьяна ПИЛИПЕНКО
Сейчас, когда путешествия временно невозможны, рекомендуем насладиться онлайн-экскурсиями в любимых городах: