БЛОГИ,  Португальский побережный,  Путь Сантьяго

Часть третья. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ПУТЬ ИСТИННЫЙ

Проснувшись рано утром, когда остальные пилигримы отправлялись в свой Путь, я не спеша собрала рюкзак и, прочитав последние новости в интернете, отправилась на железнодорожный вокзал. От альберге до вокзала – около десяти минут пешком. Купила билет на первый поезд и села на скамейку в ожидании. Вскоре начали подходить и другие пассажиры, в том числе и подозрительно напоминающие пилигримов. Так как по правилам нельзя использовать какой-либо транспорт, я предусмотрительно сняла ракушку с рюкзака и усиленно изображала обычную туристку. Тогда у меня еще не было посоха, умудренного опытом взгляда и запылившегося рюкзака, так что мимикрировала вполне успешно.

Виана-ду-Каштелу (Viana do Castelo)

Виана-ду-Каштелу встретила морским воздухом, который сразу же заполнил легкие и закружил голову, стоило мне выйти из поезда. Переезд занял 40 минут и обошелся в 3,20 евро.

Стоило выйти из здания железнодорожного вокзала, как первое, что я увидела, это была синяя гладь воды. Сразу же – памятник местному фольклору, главная улица и набережная. Первым делом я отправилась на поиски кафе с хорошим завтраком и вай-файем, чтобы забронировать хостел. Решив эти две задачи (о боже, местные жители пьют вино до полудня! Наивная, вскоре сама такой стала), через полтора часа я уже шла по направлению к месту сегодняшней ночевки, попутно размышляя на тему, чем заняться в этом милом, но небольшом прибрежном городке. В первую очередь, было решено отправиться к базилике на горе Санта Лючия, которая видна (и гора, и базилика) из любой точки города. А во-вторых, надо было найти супермаркет и купить что-нибудь на ужин и  завтрак следующего дня. Ну и хотелось попробовать вино – Виана-ду-Каштелу является одним из тех городов, куда приезжают специально в винный тур, и поэтому было бы странно уехать из винодельческого региона, так и не попробовав хороший портвейн.

Кстати, при заселении в хостел, девушка на ресепшене сокрушалась тому, что я забронировала место на сайте. Как оказалось, у них имеются special offers для пилигримов и цена намного ниже указанной на сайте. Поэтому совет – при заселении в хостел всегда нужно спрашивать о специальных ценах. А если их не будет, то тогда уже бронировать на сайте.

Город, основанный в 1253 году, сейчас населяет чуть больше 35 тыс. человек. Удобный и компактный, для его исследования понадобится меньше двух часов. Найти знаменитый фуникулер для подъема на гору Святой Лючии не составило проблем. Билет туда-обратно – 3 евро. Если только в одну сторону, то 1,5 евро. Фуникулер является городской достопримечательностью – введенный в эксплуатацию в 1923 году, на данный момент он носит почетное звание самого протяженного – 650 метров – в стране. Но не стоит думать, что три евро платятся за удовольствие прокатиться на вековом подъемнике, нет, в 2006 году фуникулер был обновлен за счет муниципалитета.

Поднявшись наверх, моему взору открылся удивительный вид на небольшой городок, раскинутый вдоль побережья, длинные песчаные пляжи и безмятежную океанскую гладь. Безграничный синий океан, чьи небольшие волны вальяжно, как бы нехотя, подкатывали к берегу, казался спокойным и безмятежным. И нельзя было сказать, что буквально вчера все было серым, и здесь бушевал шторм.

Базилика Святой Лючии
Вид на Виана-ду-Каштелу (Viana do Castelo)

После экскурсии я вернулась в хостел и заселилась. На мою радость соседей не было и за 11 евро я получила просторную комнату на восемь мест с большим балконом и видом на море. А вечером, после ужина, я включила музыку, открыла вино и села на балконе любоваться вечерними огнями и слушать звук океана.

Расстояние – 30 км.

Фуникулер – 3 евро.

Обед в ресторане – 4 евро.

Хостел – 11 евро, завтрак включен.

Вино – не больше 2 евро.

Каминья (Caminha)

Так как в стоимость койко-места в хостеле входил завтрак, старт был отложен на 9:30, что очень поздно по пилигримовским меркам. Нужно отметить, что завтраки везде стандартные – тосты, сок, кофе. Никакого холестерина в виде яичниц и жареного бекона. За весь Камино я только один раз ела на завтрак яичницу с беконом и запивала все это большой чашкой кофе. Средняя стоимость – около трех евро.

По пути в Каминья (Caminha)

Переход в следующий город занял около пяти часов. Основной сложностью маршрута стал подъем в гору и переход через лес, в котором, как мне казалось, давно никто не был. Дорога проходила вдали от трассы, через небольшие деревушки. За все время я встретила всего пару человек и ни одного паломника. Зато пару раз чуть не познакомилась с местными собаками, очень рьяно защищавших свои территории, мимо которых я проходила. Когда это случилось в первый раз, я мысленно похвалила себя за то, что подобрала на выходе из города очень удобную длинную и прочную палку. После первой встречи с братьями меньшими я сделала крюк, повернув в другую сторону, лишь бы не проходить мимо агрессивно настроенных животных, во время второй встречи – очень быстро оказалась в непроходимом лесу с еле различимой тропинкой. Возвращаться обратно не хотелось, но вскоре я увидела желтые стрелки, которые и вывели с горы. Это было очень странное и волнительное чувство, когда выходишь из реально дремучей чащи и видишь перед собой побережье и раскинутые внизу города. Как завоеватель, который долго шел к своей цели и, наконец увидевший то, ради чего был затеян данный поход. Оставшуюся часть Пути я не прошла, а пролетела от радости возвращения в цивилизацию.

Потому что в том лесу, на горе, на какое-то мгновение почувствовала себя Красной Шапочкой, идущей на встречу своей гибели. Еще через несколько километров я увидела океан и сделала перерыв на набережной – просто сидела и смотрела на белую пену, оставшуюся после волн, разбивающихся о большие камни, и слушала звук Атлантики, такой близкой и до боли знакомой.

После первой встречи с собаками я решила не доверять желтым стрелкам, а идти по своему внутреннему навигатору, то есть, все время на север, а океан всегда должен быть с левой стороны. Как я поняла позже – желтые стрелки стараются увести от оживленных трасс и показать наиболее живописные уголки стран, по которым пролегает Путь, но при этом ты можешь сделать очень хороший крюк. Поэтому в дальнейшем, в некоторых случаях, я не обращала внимания на стрелки и шла так, как считала нужным, экономя, в итоге время.

Каминья, маленький приграничный поселок, встретил меня средневековыми зданиями и узкими улочками. Я не знала, остаться ли мне здесь на ночь, или идти дальше, но желание осмотреть город оказалось сильнее и я направилась в альберге, чей адрес мне любезно написали в предыдущем хостеле.

Если по каким-то причинам у пилигрима нет карты с указанием расстояний между городами и списком официальных альберге, то всегда можно спросить в хостеле, информационном туристическом бюро или любого местного жителя.

Придя в альберге я обнаружила закрытую дверь и записку с просьбой звонить по указанному номеру. Через пару минут местная жительница уже звонила по моей просьбе волонтерам. Как и следовало ожидать, ключ оказался в кафе по соседству. В том же кафе сидела пара пилигримов, которые пили пиво в ожидании какого-то человека, который должен принести тот самый искомый ключ. Но так как мне сказали обратиться к бармену, я решила не присоединяться к ожидающим, а все-таки выяснить тайну альбергского ключа. Через пару минут я направлялась к альберге, держа в руках бумажку, на которой был написан код от входной двери. Та пара пилигримов потом еще долго удивлялась: «Как ты смогла получить код??», как-как, подошла и спросила.

Альберге в Каминья (Caminha)
Граница с Испанией. Каминья (Caminha)
Каминья (Caminha)

Но этот день запомнился мне совсем по другой причине. Именно тогда я впервые встретила ровесников, ведь первые дни я шла в компании паломников за 50 лет.

Сперва ко мне подошла Алина, блондинка из Германии с очень правильным английским и которая посещала церковь ежедневно, может даже два раза в день. После вечерней мессы мы с ней отправились ужинать на главную площадь Каминьи. Надо сказать, что это очень милое место, маленькое, уютное, все столики кафе расположены вокруг небольшого фонтана, и вся эта миниатюрность и компактность придавала эффект игрушечности. А после ужина, предварительно купив вино в супермаркете, мы отправились в альберге. Удачное расположение приюта – на берегу реки, позволило любоваться вечерними огнями противоположного берега, а доносящаяся с португальской стороны музыка звучала приятным, ненавязчивым фоном. Возможно все это в совокупности, а может повлияла близость Испании, но буквально через пару минут после того, как мы с Алиной открыли бутылку вина и уселись на газоне, к нам подошли остальные пилигримы, и случилась моя первая стихийная паломническая вечеринка с ровесниками. Как бы там ни было, но в десять утра следующего дня все были на пароме.

Вечер в альберге

Паром на испанский берег – 1 евро.

Расстояние – 23 км.

Паром в Испанию
Расписание парома в Испанию

Могас (Mougas)

Компания, нужно сказать, подобралась абсолютно разношерстная – Алина и Соня из Германии, Пьер-Луиджи из Италии, Роман из Словакии и Карло из Австралии. Причем все мы совершали одиночный Камино и стартовали почти одновременно из Порту, а словак и австралиец – в первых числах сентября в Лиссабоне. Еще была пара – француженка Саския и канадец Рик, но они решили пересекать границу пешком, поэтому на пароме были только мы. Шли каждый со своей скоростью, растягиваясь на пару километров, но неизменно встречались в кафе и барах по пути. Вскоре итальянец обогнал нас и отправился дальше, а я и Алина решили остановиться в альберге в поселке Могас. На испанской стороне все альберге стали платными, но стоимость ночлега не превышает 10 евро. Плюсом именно этого приюта стало его расположение на океанском побережье – сидишь за столиком кафе, потягиваешь сангрию и смотришь, как солнце садится за морской горизонт. Вскоре подошли остальные пилигримы. А еще через час появился Пьер-Луиджи, который ушел вперед, но не нашел альберге и решил вернуться обратно.

Граница с Испанией
Первый привал в Испании
Испания
Дорога в Могас (Mougas)

После ужина мы сидели за сдвинутыми столиками и обсуждали планы на завтра. Обычная тема для разговоров – откуда пришли, какой город следующий, сколько километров в день проходите. Так как у Романа были сжатые сроки, он планировал покрывать большие расстояния ежедневно и финишировать должен был 25 сентября. Мне время позволяло, и я хотела задержаться на пару дней в городе Виго и оттуда съездить на острова, про которые читала в интернете. Девчонки-немки тоже имели небольшой запас времени прибытия в Сантьяго-де-Компостела, поэтому они планировали остаться в соседнем городке, в 18 километрах от этого поселка. А итальянец планировал отправиться на Край Света, и ему вполне было по силам проходить по 30-40 километров в день. Таким образом, это был наш второй и последний совместный ужин, и мы заранее попрощались друг с другом вечером, пожелали хорошего пути и договорились встретиться в Сантьяго-де-Компостела. Наивные.

Ужин в альберге. Могас (Mougas)
Закат в Могас (Mougas)
Могас (Mougas)

Расстояние – 28 км.

Виго (Vigo)

Раннее утро встретило туманом и прохладой. Я решила идти с ребятами до Виго, а там задержаться на пару дней для поездки на острова. Девчонки решили остаться в Ramalhosa, а итальянец решил идти, пока идется. Впрочем, утром все равно вышли почти одновременно и отправились на поиски кафе, поскольку никто ничего не купил себе накануне и все были голодными. Первое кафе мы увидели примерно через 15 километров. После сытного завтрака, который больше походил на обед, мы все-таки попрощались с Алиной – она решила отправить часть вещей в Порту, где должна была встретиться со своими друзьями после прохождения Пути, а потом остаться в местном альберге. А Соня, почувствовав прилив сил, решила идти с нами до Виго. Наивная.

Утренний выход
Туманное утро в Могасе
В поисках открытого кафе в восемь утра
Туманное испанское утро

Город, в котором проживает всего 300 тыс. человек, а вместе с пригородами – 420 тысяч, показался очень большим мегаполисом. По ощущениям мы уже были в Виго, а по гугл мэп – еще 8 километров. Но встреченная нами местная жительница на вопрос, как далеко до Виго, ответила: «вы уже в Виго!». После этих слов мы дружно издали радостный возглас пилигримов и сменили курс на пляж – раз мы уже в городе, то можем сделать крюк по песчаным пляжам, а потом уже идти по направлению к альберге. Очень приятно скинуть рюкзак, кроссовки и подойти к кромке воды и почувствовать уставшими ногами приятную прохладу океанской воды. Небольшой перерыв на перекур затянулся на 15 минут и появились первые предложения остаться ночевать на пляже. А что, океан рядом, вот тебе и душ.

Дорога в Виго (Vigo)

Позже выяснилось, что в этом городе нет приютов. Подумали о пожарной станции – иногда пилигримы могут найти там бесплатный ночлег – но, судя по карте, до нее надо было идти еще около 10 км на север. Мы долго и нудно искали информационное бюро, чтобы там узнать о вариантах размещения паломников, но и тут нас ждало разочарование – touristic information то ли не работал из-за сиесты, то ли вообще не работал. В итоге кое-как нашли в интернете недорогой хостел за 25 евро за ночь за четверых, и отправились  его искать. Гугл-мэп показывал всего 5 км, то есть примерно час пешком. По факту мы шли дольше, накручивая километры зигзагами, вверх и вниз. Увидев церковь в искомом районе, решили уточнить насчет альберге или места, где можно переночевать, но семинаристки отправили нас в хостел в полукилометре. Гугл мэп упорно показывал, то «наш» хостел находится за углом и поэтому мы решили не менять наших планов. Следующая семейная пара никак не отреагировала на адрес, указанный на сайте хостела, и порекомендовала обратиться в другое заведение, «расположенное около супермаркета», но и здесь мы отказались, решив дойти до «нашего» хостела. В итоге, когда мы, наконец, его нашли, мы поняли, что именно этот хостел нам советовали у церкви и семейная пара.

Виго (Vigo)

Мы стартовали в 8 утра, а заселились около 21:30.

Вот ссылка на хостел, в котором мы ночевали. Довольно приличное, чистое место по приемлемым ценам:

[tp_hotel_widget hotel_id=1495745 responsive=true]

Через несколько дней, когда мы обсуждали, какой из переходов дался нам труднее, единодушно признали маршрут в Виго самым тяжелым. И дело не в расстоянии, а в отсутствии уверенности в ночлеге. Позже у нас были дни, когда мы приходили в альберге затемно, но мы звонили и предупреждали, что идем и что нам нужно четыре кровати. А в этот раз мы не были уверены, что в хостеле будут свободные койки, и мы сможем там остановиться на ночь. Потому что на сайте почему-то места не бронировались, и мы просто шли на удачу. Были даже мысли о том, что придется ночевать на пляже или на скамейке в парке, но никто не произносил этого вслух, чтобы не подрывать командный дух и какой-никакой, но оптимизм и веру в лучшее. Как после выяснилось, это был единственный во всем городе хостел. Но, тем не менее, после заселения и горячего душа, мы накрыли ужин с фруктами, хамоном и красным вином, и жизнь заиграла новыми красками. А после массажа спины, плеч и ног, открылось второе дыхание и даже появились силы сходить в соседний бар за сигаретами.

Виго (Vigo)

4-местная комната с собственным санузлом – 60 евро (15 евро с человека).