БЛОГИ,  Европа,  Франция

ПАРИЖ. ЧАСТЬ 1

Париж… Сколько стихов и романов написано об этом городе, сколько фильмов снято! Сколько здесь памятников и музеев – кто не знает Эйфелеву башню, Нотр-Дам и Лувр? Парижу признавались в любви Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра и даже британские The Pogues. Кстати, каждый подзаголовок этой статьи (и, скорее всего, следующей тоже) будет названием песни, так или иначе связанной с городом любви.

Нет, я не жалею ни о чем

Non, je ne regrette rien — Edith Piaf

В Париже я была уже (и всего лишь) два раза – в 2015 и 2018 годах. Приехав сюда в первый раз с целью увидеть теннисный турнир в ноябре, я была разочарована. На картинках, в фильмах и, соответственно, в воображении, Париж представляется ярким и красочным: ведь недаром это «город огней». На первый взгляд он показался мне блеклым и унылым. На самом же деле, столица Франции нежных пастельных тонов – бежевая архитектура на фоне голубого неба, которое окрашивается в светло-розовый закат. Я была уверена, что пройдусь по «обязательно туристическим» местам, посмотрю на теннисистов и уеду, вернувшись, возможно, только на следующий турнир и не больше.

Это был 2015 год, в то время я проходила стажировку в Университете Женевы. И, вернувшись в Швейцарию, поняла, что все-таки скучаю. Скучаю по Парижу. Я не могла поверить и понять это чувство: как так? Целую неделю я чувствовала разочарование и думала, что лучше бы я не ездила, и Париж оставался только красивой картинкой и мечтой в моих мыслях. Тогда же я решила, что обязательно должна вернуться.

Читая разнообразные статьи и заметки о Париже, я нашла стихотворение Максимилиана Волошина «Дождь». Он называл город «серая роза». И да, это очень точное определение. Нет, не «город огней». А именно «серая роза»: абсолютно не яркая, но от того не менее прекрасная.

Я не жалею, что сначала абсолютно не впечатлилась Парижем, более того, я думала: «Как можно восхищаться этим городом? Серый, грязный и абсолютно неприметный…» Действительно, после итальянских городов – Рима, Венеции, Перуджи, Болоньи – Париж казался мне тенью. Где этот город, которому весь мир поет гимны? К счастью, это было только первое впечатление.

Февраль 2018 года. Рейс Мальпенса (Милан) – Шарль-де-Голль (Париж). И я уже безмерно рада предстоящей встрече с французской столицей.

Под небом Парижа

Sous Le Ciel De Paris — Yves Montand

Проще всего до Парижа добраться на самолете. У города есть четыре аэропорта, самый главный из которых – Париж-Шарль-де-Голль. Названный в честь французского президента, этот аэропорт является одним из самых крупных не только в Европе, но и в мире. Именно этот аэропорт обслуживает рейсы Аэрофлота и AirFrance, отправляющиеся в московский Шереметьево, а также рейсы авиакомпании «Россия», связывающие Париж и Санкт-Петербург. От Шарль-де-Голль до города можно добраться на автобусе, но наиболее удобной будет пригородная электричка RER, курсирующая с пяти часов утра и до полуночи. Её главное достоинство, на мой взгляд – это пересечения с обычным городским метро, с помощью которого можно без проблем добраться в любую нужную часть города.

Аэропорт Орли намного менее загружен. Используется, в основном, для перевозок внутри ЕС и Франции, однако он также принимает рейсы из Внуково и Домодедово (Москва). Бове, пожалуй, самый непопулярный и неудобный аэропорт Парижа, который находится аж в 70 километрах от города (для сравнения, Орли – 13 км, Шарль-де-Голль – 25 км). Он принимает только 6 авиакомпаний, большая часть рейсов которых – сезонные чартеры. Последний аэропорт, Париж-Ле-Бурже, также не большой, принимает только самолеты бизнес-класса. Но самая главная роль этого аэропорта совсем не пассажиропоток, ведь здесь два раза в год проходит один из самых значимых авиасалонов мира – международный авиакосмический салон Париж-Ле-Бурже.

Я обнимаю Париж

I’m Throwing My Arms Around Paris — Morrissey

Что обязательно нужно сделать в Париже, так это полюбоваться на него, «обнять его», с высоты. И для этого как нельзя лучше подходят Эйфелева башня и Нотр-Дам де Пари.

Символ Парижа – Эйфелева башня – появилась в городе только в конце 19 века, чтобы послужить входной аркой Всемирной выставки 1889 года. По планам, конструкцию должны были разобрать в 1909 году, да и многим уважаемым горожанам не нравилась «башня, уродующая архитектуру города». Однако, несмотря ни на что «железная дама» стала популярна и приносила столько дохода, что было принято решение оставить её. И не зря – сейчас Эйфелева башня одна из самых посещаемых и фотографируемых достопримечательностей мира.

Планируя посещение Эйфелевой башни нужно выделять довольно много времени – очереди в кассы огромные, лифты нужно ждать около 15-20 минут, да и на смотровых площадках бывает много людей, хотя количество людей, присутствующих единовременно на площадке, стараются контролировать. Но, если хочется сэкономить время и узнать больше об истории, можно взять экскурсовода – это, конечно, дороже, но, по моему мнению, это того стоит.

Собор Парижской Богоматери – могу с уверенностью сказать, что это мое любимое место в Париже. И что уж на это повлияло: трио Петкун-Голубев-Макарский, исполняющие в начале 2000-х «Belle» в русскоязычной версии мюзикла Нотр-Дам де Пари, Виктор Гюго и его великолепный роман, который я прочитала в старшей школе, или оригинальная французская версия мюзикла, увиденная уже в университете – не знаю. Но именно это строение я хотела увидеть больше всего в Париже, даже Эйфелева башня не была так важна для меня. И да, это была любовь с первого взгляда. Честно, я боялась, что и Собор разочарует меня, как и весь город. У меня даже была мысль не посещать его, чтобы сохранить образ. Но все-таки я решилась. И на это меня натолкнула весьма меркантильная мысль: «Ну бесплатно же, не понравится – хоть денег не будешь жалеть». Здесь нужно отметить, что вход в Собор, а конкретно на колокольню и в сокровищницу, обычно платный, но в первое воскресенье каждого месяца все государственные музеи (а Нотр-Дам – как раз один из них), бесплатны для посещения. Мой визит как раз выпал на первое воскресенье ноября. Вход в сам Собор, без посещения смотровой площадки или сокровищницы бесплатен.

Как и Эйфелева башня, Нотр-Дам тоже входит в список самых посещаемых достопримечательностей. Собор – это духовный, исторический и, более того, географический центр Парижа. И если с историческим и духовным центрами все понятно: расположен на острове Сите, в сокровищнице хранятся одни из главных христианских реликвий – Терновый Венец и часть деревянного креста – то почему же географический центр? Дело в том, что на площади перед Собором находится медная звезда, «нулевой километр» — здесь начинаются все дороги Франции.

«Не пугайся химер – это наши друзья…» (мюзикл «Нотр-Дам де Пари»). Каких только статуй и украшений нет в Нотр-Дам! Но, пожалуй, самые знаменитые из них – горгульи и химеры. Довольно часто их путают, используя эти названия как синонимы друг друга. На самом деле все не так просто. Горгульи имеют не только декоративное, но еще и функциональное значение: они исполняют роль водосточных желобов. А химеры же, это статуи, гротескные и уродливые, демонстрирующие силы зла и людские грехи. В отличие от горгулий, они выполняют только декоративную роль. Хотя некоторые легенды называют химер защитниками Собора и самого Парижа и говорят, что в случае опасности те оживут.

Самая знаменитая химера – Стрикс (la Stryge). Жуткая полуженщина-полуптица, легенды о ней слагали еще в Древней Риме. Верили, что по ночам она летает по городам, пронзительно кричит и похищает (или отравляет) младенцев. Сейчас Стрикс обрела покой в самом сердце Франции.

Можно долго сравнивать две смотровые площадки, каждая по-своему хороша.  Конечно, обе достойны внимания. Но, по моему мнению, все-таки более красивые виды на Париж открываются именно с Нотр-Дам де Пари.

Душа поэтов

L’Âme Des Poètes — Charles Trenet

«Когда ушли поэты в мир иной, их песни еще плывут над землей», – не только одним поэтам были адресованы эти строки, но и художникам, скульпторам, певцам – всем людям, так или иначе оставляющим свой след в искусстве. В Париже огромное количество музеев, галерей и квартир творческих личностей. Все-таки, один из них стоит особняком. Лувр.

Когда-то крепость и дворец, сейчас – самый посещаемый музей произведений искусства в мире. Огромное количество экспонатов – 300 тысяч – хранится здесь. Но в экспозиции участвуют только около 35 тысяч – каким бы огромным не был Лувр, но и его площади ограничены. Да и экспонаты должны «отдыхать» от ежедневного внимания посетителей. 

Лувр берет свое начало в 1190 году, тогда была возведена Большая башня Лувра (она была разрушена, но ее фундамент еще можно увидеть в подвалах музея), а за ней и целая крепость. Шли годы, менялись монархи и, вместе с ними, менялось и предназначение цитадели. В конце концов, в 1793 году Лувр открывает свои двери в качестве музея для всех желающих. В 1989 году появляется еще одна деталь, без которой сейчас сложно представить Лувр – стеклянные пирамиды, самая большая из которых сейчас является главным входом в музей. И да, как и в случае с Эйфелевой башней, идея установить пирамиды не вызвала воодушевления: многие люди считали, что стеклянные сооружения в современном стиле изуродуют благородный классицизм Лувра. К счастью, пирамиды отлично вписались в замковый ансамбль и полюбились не только туристам, но и самим парижанам.

Как я уже написала, главный вход в Лувр – это большая пирамида. Не стоит сразу бежать в него: обычно здесь ужасное столпотворение. Лучше отойти немного в сторону, к Триумфальной Арке, что на площади Каррузель, и зайти с бокового входа. Тут если и будут люди, то намного меньше (передо мной не было никого и сначала я даже думала, что иду в какое-то служебное помещение). Лувр пугающе огромен, поэтому идти лучше с утра: у меня на посещение ушло больше 6 часов и шагомер насчитал примерно 16 пройденных км. А так как сюда я отправилась в то же бесплатное воскресенье, то после сей прогулки я окончательно добила свои ноги полу-пробежкой до Нотр-Дама («Я не могу опоздать!») и поднятием на смотровую площадку 🙂 Кстати, Лувр по первым воскресеньям месяца бесплатен не весь год, а только с октября по март. И еще в День взятия Бастилии – 14 июля. Выходной день – вторник, так что, если не получается с бесплатным входом, то лучше запланировать посещение на понедельник: банально из-за того, что большее число музеев и выставок по понедельникам закрыто. Чтобы не потеряться самому и не терять время на нарезание кругов по одним и тем же залам, после покупки билетов, рядом с кассами нужно взять поэтажную карту, они распространяются бесплатно и есть на многих языках, в том числе и на русском. По этой карте очень удобно ориентироваться и отмечать номера уже посещенных залов.

Коллекции Лувра поистине огромны: от Европы до Ирана и Египта, от античности и до середины 19 века. Пожалуй, каждый найдет что-то интересное для себя. Но все же, откровенно говоря, каждый идет сюда чтобы увидеть трех «прим» мирового искусства – двух гречанок и итальянку. Венера Милосская, Ника Самофракийская и, конечно же, Мона Лиза. Найти их не сложно: они отмечены на карте, а к Джоконде так и вообще «ведут все дороги». Вернее, указатели по всему замку.

Пожалуй, именно Лувр впечатлил меня больше всего. Я не забуду это безумно приятное и странное чувство: я просто не могла поверить, что вижу какую-то картину или скульптуру не в учебнике истории или культурологии, не в документальном фильме, а наяву.

Говорить о Париже можно бесконечно. В этой статье я постаралась как можно полнее рассказать о своей первой поездке: в основном, это как раз-таки и было посещение Эйфелевой башни, Нотр-Дама и Лувра. Однако, на мой взгляд ни одна статья не отразит всю парижскую многогранность. Для каждого человека Париж будет иметь свое лицо.

Татьяна ПИЛИПЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *