Австрия,  БЛОГИ,  Европа

ОДИН ДЕНЬ В ВЕНЕ

Вена и Братислава – самые близко расположенные столицы Европы (не считая Рим и Ватикан): 55 километров и около часа на поезде. Один-два дня для обзорной экскурсии по австрийской столице – хороший план для отпуска. Особенно учитывая, что цены на проживание (да и на все остальное) в Словакии намного ниже. Рекомендую брать один из самых ранних поездов, часов в семь утра, чтобы не спеша пройтись по всей Вене.

Вена

История

Самые древние поселения на Дунае относят к каменному веку. Не удивительно – ведь Венская котловина давала все что нужно для земледелия и скотоводства: плодородные почвы, обилие воды и мягкий климат.

История Вены, как города, началась в I веке нашей эры: римляне возвели форпост Виндобона – «обитель вендов» в честь племен, проживающих на этой территории. Однако, в V веке римляне покинули эти места. Дальше, уже в IX веке, во все еще маленькое и незначительное поселение приходят Каролинги. Город крепнет, население возрастает. К этому же времени относится и первое письменное упоминание Вены в Зальцбургских хрониках.

Вена

В XII веке приходит династия Бабенбергов – именно при них была построена первая церковь на месте знаменитого собора святого Стефана. А в конце XII века – в 1278 году, и вплоть до своего смещения в 1918 году – здесь будет править великая семья Габсбургов. Развиваются различные мануфактуры, в особенности – производство предметов роскоши. Вена становится одним из главных городов мировой культуры, а для музыки так и вообще становится столицей.

К началу XX века Вена становится одним из крупнейших и самых влиятельных городов в Европе. Однако, в 1914 году, в далеком Сараево прозвучал выстрел, разрушивший это влияние. Начинается Первая мировая война, итог которой – смещение с престола династии Габсбургов и упадок города. Началась борьба между политическими партиями, массовые беспорядки, восстания – вплоть до вступления немецких войск в Австрию в 1938 году. Страна окончательно потеряла свою независимость. В 1945 году Вена была освобождена советскими войсками, однако еще на протяжении десяти лет находилась под управлением союзных войск. Только в 1955 Австрия вновь стала нейтральной и независимой.

Бельведер и Ботанический сад

Начать свою прогулку можно прямо с Бельведера, тем более, он расположился всего лишь в пятистах метрах от Центрального вокзала Вены, куда приходят поезда из Братиславы. Это дворцовый комплекс в стиле барокко, основанный в 1714 году и состоящий из трех элементов: Нижний Бельведер, Верхний Бельведер и Сад. Дворец был заложен по желанию полководца Евгения Савойского в качестве его летней резиденции. После его смерти, в 1736 г., комплекс выкупила Мария Терезия, эрцгерцогиня австрийская и королева Венгрии.

Бельведер

Моя экскурсия началась с Верхнего Бельведера. Изначально он планировался как небольшое здание, завершающее архитектурный и садовый ансамбль, но в итоге архитектор Хильдебрант расширил планировку. Полководец продолжал жить в Нижнем дворце, а Верхний использовал как представительскую резиденцию.

Бельведер

Сейчас здесь расположены коллекции Австрийской галереи XIX-XX вв. Среди них работы Эгона Шиле, Оскара Кокошки и, конечно же, Густава Климта, в том числе его знаменитый «Поцелуй». Так же, именно здесь в 1955 г. был подписан договор о независимости Австрии.

«Поцелуй» Климта

Помещения Нижнего Бельведера были отведены для жилых помещений полководца, оранжереи и конюшен. Итальянцу Мартино Альтомонте была поручена роспись потолка. И он постарался на славу, изобразив полководца Савойского в виде Аполлона в окружении муз. На данный момент дворец тоже используется в качестве картинной галереи, в перестроенной оранжерее проводятся временные выставки.

Бельведер

Сад был заложен сразу после покупки земли в начале XVIII в., а закончен через четверть столетия – в 1725 г. Так как разница в высоте между Верхним и Нижним Бельведером составляет 23 метра, то в инфраструктуру сада также входила планировка системы колодцев, с использованием императорского акведука, для орошения сада и наполнения фонтанов. Разница в высоте между зданиями отражена и в тематике сада: по задумке, скульптуры восходят из подземного царства (Нижний Бельведер) на Олимп (Верхний Бельведер). Верхний «этаж» начинается скульптурами сфинксов,когда на нижнем – целые сцены из греческих мифов: скульптуры муз, Геракла, Аплолона, Дафны… К востоку от Верхнего Бельведера находится остатки разрушенного зверинца, в полунише которого расположены статуи семи греческих богов.

Комплекс Бельведер, благодаря Марии Терезии, стал первым дворцовым комплексом, открытым для посетителей всех сословий.

Бельведер

Комплекс открыт с 9 часов утра (Нижний дворец – с 10 утра) и до шести (по пятницам – до девяти) вечера. На сайте можно приобрести билеты по отдельности, но лучше прийти пораньше и взять билеты в кассе – там можно купить объединенные билеты, это выйдет дешевле.

Рядом с дворцовым комплексом расположен и Ботанический сад Вены. Он огромный – 8 гектаров и 11,5 тысяч растений со всего света – даже такие экзоты, как африканская раффлезия.

Ботанический сад

В 1754 году Мария Терезия, по совету врача, купила участок земли, прилегающий к Бельведеру, чтобы обустроить там сад лекарственных растений. Тогда это была совсем небольшая (по сравнению с нынешней) территория – всего 2 гектара. В разное время садом руководили известные австрийские биологи, такие как, например, Эдуард Фенцль, Антон Кернер, Карл фон Фриш. Каждый из руководителей привносил что-то новое, сад рос, обзаводился теплицами, новыми «обитателями», гербарием. Сюда стоит зайти и посидеть после шумного и многолюдного Бельведера.

Ботанический сад

Собор Святого Стефана

Выходим из Ботанического сада и направляемся в центр города, на Штефанплатц. Направляемся пешком, на метро или Убере – в зависимости от свободного времени и собственного желания. Штефансдом – не только символ Вены, но еще и национальный символ Австрии. Как было сказано выше, первый храм на этом месте был возведен в XII веке, а свой современный вид собор получил в начале XVI века. Его Южная башня вздымается над городом на высоту 136 метров. Такой же должна была бы быть и  Северная, но ее строительство остановилось на высоте в 70 метров.

«Штеффи»

«Штеффи», как называют его жители Вены, пережил множество войн и восстаний. Но в 1945 году отступающим немецким войскам было приказано уничтожить старый город. Приказ не был выполнен, однако собор был подожжен мародерами: рухнула крыша, самый большой колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь Северной башни, были уничтожены все интерьеры. Первичное восстановление после этого пожара продолжалось вплоть до 1960-го года, а в 1980-х начался второй этап реставрации, который продолжается по сей день.

«Штеффи»
«Штеффи»

Собор хранит в себе множество реликвий – это и Почская икона Богоматери, и колокола, в том числе Новый Пуммерин (который звонит всего лишь 11 раз в году, по самым большим праздникам), и шесть внутренних капелл. Также, в соборе упокоены члены монаршей семьи («гамбургский склеп»), Евгений Савойский; есть и символичное надгробие основателю собора – князю Рудольфу IV. Как любой, уважающий себя, национальный собор, Штеффи имеет и катакомбы.

«Штеффи»

Вход в сам собор бесплатный, а вот за посещение катакомб и башен придется заплатить около 15 евро за тур с гидом, который займет примерно 2 часа.

Альбертина и Дом Бабочек

В центре австрийской столицы, в бывшем дворце эрцгерцога Альбрехта расположился художественный музей. В нем хранится одна из самых больших коллекций графики в мире, а само название «Альбертина» отдает дань имени своего основателя – герцога Альберта Саксонского-Тешенского, зятя Марии Терезии.

Альбертина

Герцог Альберт изначально заложил основу этого музея в замке Братиславы, где проживал как представитель Венгерской короны. В конце XVIII в. герцог вместе со своей коллекцией переехал в Вену, в пожалованное ему поместье, которое вскоре перестроили для картинной галереи.

Альбертина

Альбертина была открыта для посетителей в 2003 году, после 10-летней реставрации, расширения и модернизирования. Были найдены и выкуплены экспонаты, разбросанные по миру после Первой мировой войны. Площадь экспозиции была увеличена со 150 м2 до 5000 м2, было построено хранилище объемом 5000 кубометров. Сейчас это не просто музей графики, здесь находятся четыре направления коллекций: графическая коллекция (пожалуй, самая важная для музея), коллекция картин, коллекция фотографий и коллекция скульптуры.

Альбертина

Галерея открыта с 10 до 18 часов, по средам и пятницам – до 21 часа. Обычный входной билет стоит 17,90 евро, но есть и скидки для пожилых людей и молодежи, а детям до 19 лет – вход бесплатный.

[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=MOW destination=VIE title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]

Буквально через дорогу от Альбертины расположена Пальмовая оранжерея, являющаяся частью Хофбурга – зимней резиденции Габсбургов. В левом крыле оранжереи расположился Дом бабочек – питомник тропических растений и бабочек.

Дом бабочек

Здесь можно наблюдать за жизнью около сорока видов этих насекомых, начиная с самых ранних этапов их развития. Взрослые бабочки не боятся посетителей, садятся на руки. Само место очень умиротворяющее и, что важно, теплое: все-таки, Австрия – страна прохладная даже летом. Дом открыт с 10 до 16:45 (зимой – до 15:45) по будням и с 10 до 18:15 по выходным (только летнее расписание). Взрослый входной стоит 7 евро, детский, в зависимости от возраста, от 4-х до 5,50 евро.

Дом бабочек
Дом бабочек

Пара слов о Захере, штруделе и Пратере

Я слышала и читала целые оды типичному венскому десерту – шоколадному торту «Захер».И знаете что? Это самое мое большое кулинарное разочарование. Это обычная, переслащенная «Прага».

Торт Захер

Я попробовала его в кофейне отеля «Захер», в одном из мест претендующих на оригинальный рецепт (таких мест два – «Захер» и «Демель»), отстояв дикую очередь. На мой вкус – это вполне посредственный шоколадный торт, но имеющий свой раскрученный бренд. Зато название говорящее.

Кафе Захер
Кафе Захер

Если и пробовать что-то знаменито-австрийское, то штрудель, обязательно – яблочный. Именно он разошелся по всему миру из Вены. Удивительно, но прародитель штруделя – восточная пахлава, привезенная в Австро-Венгрию османами. Австрийцы поменяли рецепт теста и завернули рулет – так и появилась одна из самых популярных выпечек.

Штрудель

Если осталось время, можно доехать до Пратера. Изначально с середины 16 века и вплоть  до 1920 года, это были охотничьи угодья, однако парк развлечений начал создаваться здесь уже в 18 веке: император Йозеф II открыл его для свободного посещения и разрешил размещать там кафе.

Пратер

Здесь расположен еще один символ Вены: колесо обозрения  Riesenrad, сооруженное в конце XIX в. Несмотря на довольно «обычные» размеры, а высота колеса достигает 60 метров (для сравнения, высота Лондонского глаза 135 метров), с него открывается красивый вид на город. Также в Пратере есть и другое знаменитое развлечение: Prater Tower, самая высокая в мире цепочная карусель

Пратер
Пратер

Честно говоря, Вена меня не впечатлила. Этакая реплика с Парижа. Стиль, цвет… Все то же, но нет этой столичной атмосферы, все слишком спокойно – немцы, что с них взять. Может быть, меня избаловали музеи, соборы и атмосфера романской Европы («Ну, Штефансдом… У нас в провинциях Дуомо, порой, величественней»). Меня также не впечатлили картинные галереи, опять же, сравнивая с Францией и Италией. Да, я не была в Шенбрунне, королевской резиденции (она находится за городом и на нее нужно выделять отдельный день); не было времени на оперу (в Венской опере можно купить дешевый билет «на ногах» – без кресла и, скорее всего, без вида на сцену или с видом очень ограниченным).

Опера

Я ожидала какого-то позднего эмоционального отклика, как это было с Парижем, но нет. Когда я сделала пост в Инстаграм и написала, что город мне не понравился, то получила довольно много отзывов, типа: «Ну как же так, она же великолепна, ты просто не была в Шенбрунне/ты просто там не жила/ты просто предвзята». Может быть, но это только мое мнение. Оно может измениться после следующей поездки, если таковая будет. Но все же, Вену стоит посетить, хотя бы на один день и хотя бы для того, чтобы понять – нравится она Вам или нет.

Татьяна ПИЛИПЕНКО

Звезда Штраусса перед Венской оперой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *