ПОСТУПЛЕНИЕ В ИТАЛЬЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Прошлый год был моим финальным, четвертым, курсом бакалавриата. И весь прошлый год надо мной висел дамокловым мечом вопрос: «Что делать дальше?». Казалось бы — ничего сложного нет: либо работа, либо продолжение учебы. Только вот специальность «Биология. Физиология человека и животных» весьма специфична и без какой-либо степени устроиться на работу возможно только на свою же кафедру. Так что, впереди была магистратура. И снова возникал вопрос: где? Уже не хотелось оставаться в родной Астрахани.
Где учиться?
Я начала искать (это была уже середина учебного года). Смотрела стипендии за рубежом – Европа, США, Австралия; в России я задумывалась о Сколково и Томском университете. В итоге, были выбраны университеты Любляны (Словения) и Женевы (Швейцария). Позже выяснилось, что Словения не дает стипендии русским студентам, а дедлайн Женевы был на месяц раньше, чем написано в информационном письме. Я снова начала искать, в этот раз сузив критерии только до Европы, а конкретно – до Франции и Италии. Зарегистрировавшись на КампусФранс (портал, помогающий в получении стипендии во французских ВУЗах) поняла, что не очень хочу связываться с французским языком, который воспринимаю очень тяжело, и одним английским не обойдусь. Осталась только почти родная Италия, в которой я уже провела семестр три года назад и на языке которой разговариваю свободно.
Я пересмотрела десятки университетов, отправила резюме на те предложения стипендии, которые отвечали моим возможностям и запросам (5 или 6). Большинство университетов требовало только сертификат о знании английского и заполненной формы на участие в конкурсе. Я сдавала GRE, это не только языковой тест, но и тест на логику, на знание специфичной, порой архаичной, лексики и математику – этот тест сдают даже носители английского языка. Результаты были довольно посредственные, я понимала, что вряд ли заинтересую ими такой крупный и уважаемый университет, как, например, в Болонье. Откровенно говоря, я уже не надеялась найти что-то подходящее, когда мой хороший друг-брешианец предложил: «Посмотри университет Брешии, может есть стипендии«. Я посмотрела, и действительно, на медицинском факультете давали стипендии для студентов-иностранцев на англоязычную специальность «Science and technology for population health and wealth» – «Наука и технология для здоровья и благополучия населения». Они хотели бы видеть, в качестве своих студентов, врачей, физиков, биохимиков и физиологов. В качестве заявки нужно было представить обязательный пакет документов (заявку на участие, сертификат о знании английского, рекомендация от профессора, паспорт, резюме) и «другие документы, которые заявитель посчитает полезными». «Я должна их заинтересовать», и отправила все что могла: переводы различных дипломов, зачетной книжки, приглашения от университетов для прохождения «включенного» образования, мотивационное письмо на двух языках… И стала ждать, попутно готовя документы для консульства, хотя совсем не была уверена в удаче своего предприятия.
Брешия
И вот, 24 мая мне пришло письмо из Университета Брешии, что прошла отбор и им нужно мое подтверждение о том, что я согласна быть записанной на выбранный курс и иметь стипендию, покрывающую годовой студенческий минимум. Начались долгие и нудные 4 месяца ожидания и мытарств с документами.
Наконец, сентябрь. Документы сделаны (ну, почти). Самое главное – есть итальянская виза. Чемоданы собраны, 22 сентября я вылетела из астраханского Нариманово, а 23-го приземлилась в миланской Мальпенсе. Хотя, Брешия второй по величине город региона (после Милана), а Мальпенса – крупнейший аэропорт (в Ломбардии их три), но связи между ними практически нет. Есть один автобус, с неудобным расписанием и таким же неудобным конечным пунктом в Брешии. Только вот заказывать билеты нужно заранее и это большой риск – задержки рейса и долгую процедуру на КПП никто не отменял. Поэтому, проще и безопасней доехать на поездах: Мальпенса-Центральный вокзал Милана, Центральный вокзал-Брешия. Этот путь займет около трех часов.
И вот, Брешия. Типичный маленький итальянский город. Мне он сразу показался очень уютным и зеленым. В городе развита автобусная сеть (которой я не пользуюсь) и метро, в количестве одной ветки. Метро здесь совсем не глубокое. Это связано с историей и археологией: очень проблематично выкапывать необходимые туннели, когда в любой момент можно наткнуться на какие-то памятники или артефакты романской культуры. Между прочим, из-за таких находок строительство приостанавливали. Собственно, из общественного транспорта я использую только метро – мое общежитие находится в пяти минутах от остановки и, в принципе, я могу доехать в любую нужную мне точку. Хотя, наверное, когда-нибудь я освою и автобус тоже.
Начало учебы
Мой семестр должен был начинаться в середине октября и перед этим необходимо было сдать еще два вступительных экзамена: тест по английскому и устный ответ по специальности. Английский мне сдавать, к моему великому счастью, не надо было, так как я иностранка. Его сдавали только итальянцы, у которых не было сертификата о знании языка. Второй экзамен сдавали абсолютно все (он тоже, кстати, был на английском). В принципе, эти экзамены были условностью: факультет заявил о 25 вакантных местах на специальность, подавали заявки 17 человек, из которых пришло 12. Хотя это было волнительно, и никто не отвечал достаточно хорошо (одному парню принимающий профессор просто начал объяснять тему) – поступили все. Правда, большую часть своей группы я первый и последний раз видела именно на экзамене 🙂 Объявление результатов немного задержали, поэтому и начало учебы было отложено на неделю.
Сама специальность очень специфичная и сложена из многих направлений: биомедицина, обслуживание медицинского оборудования, спортивная медицина, лабораторные исследования, управление и экономика в здравоохранении. Честно говоря, я до сих пор не до конца осознаю какая профессия у меня будет на выходе. Первый семестр мне не кажется очень сложным: в той или иной степени я изучала почти все предметы при обучении на биологии. Этот момент сильно помогает в адаптации к лекциям на не родном языке.
Занятия здесь начинаются в девять утра и заканчиваются в шесть вечера (на моем курсе все лекции идут максимум до 4 вечера) и с 13:00 до 14:00 обязательно есть обеденный перерыв. Это очень удобно, особенно учитывая, что я живу в 5 минутах ходьбы от корпуса и могу обедать дома. Конечно, такое деление по часам весьма условное, у меня есть только один профессор, который приходит вовремя и просит того же от студентов. Остальные используют «золотое итальянское правило»: на 15 минут позже опозданием не считается. Заместитель заведующего департаментом (департамент – это как кафедра в российских университетах) даже немного ругалась, что мы пришли слишком рано (к 9 утра) и могли бы поспать, и даже она предпочитает приходить в 9:15-9:20. Оканчиваются лекции также на 15-40 минут раньше, чем указано в расписании. Так на обед я прихожу примерно в 12:30, а заканчиваю окончательно в 15:20-15:40.
Обучение в итальянских ВУЗах всегда платное и довольно дорогое, но для каждого студента рассчитывается своя сумма, в зависимости от доходов семьи. Поэтому я и искала университет со стипендией. Кстати, очень многие итальянские учебные заведения предоставляют стипендии иностранцам во многих сферах: от искусства и моды до науки. И, как правило, критерии отбора студентов более мягкие, чем в других центрально-европейских странах. Конечно, это также зависит от известности университета и величины города, в котором он находится: получить стипендию в сравнительно небольшом городе и университете легче, чем в туристических городах и столицах регионов. Честно, если бы мой друг не жил здесь и не посоветовал посмотреть Университет Брешии, я бы не знала ни о городе, ни о ВУЗе.[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=MOW destination=MIL title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]
При поступлении в итальянский университет очень важно знать итальянский язык. Сами итальянцы английский очень не любят, большинство программ здесь идет именно на итальянском языке. И даже если программа англоязычная (как моя, например), профессора предпочитают говорить на итальянском. И именно знание этого языка я считаю ключевым моментом, из-за которого я получила стипендию: отправляя документы для конкурса я также приложила мотивационное письмо на двух языках (английском и итальянском). Хорошо написанное мотивационное письмо – это сам по себе весомый аргумент, а если еще оно написано на языке страны, в которую отправляется заявка, то это еще большая вероятность того, что документы будут серьезно рассмотрены.
Я знакома со многими ребятами, весьма талантливыми и перспективными, но считающими, что учеба за границей или даже в более крупных городах/университетах – это что-то запредельно-сложное и достойное только избранных. Может быть, в этом есть зерно здравого смысла – лентяя никто держать не будет. Но если есть желание, то почему бы не попробовать? Сейчас есть огромное множество предложений о стажировках, учебе, волонтерстве, многие из которых оплачиваются. Созданы сайты, направленные на поиск таких возможностей. Первая, вторая, двадцатая, сотая заявка – в конце концов, кто-то заинтересуется и ответит.
Татьяна ПИЛИПЕНКО