ПАРИЖ. ЧАСТЬ 1
Париж… Сколько стихов и романов написано об этом городе, сколько фильмов снято! Сколько здесь памятников и музеев – кто не знает Эйфелеву башню, Нотр-Дам и Лувр? Парижу признавались в любви Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра и даже британские The Pogues. Кстати, каждый подзаголовок этой статьи (и, скорее всего, следующей тоже) будет названием песни, так или иначе связанной с городом любви.
Нет, я не жалею ни о чем
Non, je ne regrette rien — Edith Piaf
В Париже я была уже (и всего лишь) два раза – в 2015 и 2018 годах. Приехав сюда в первый раз с целью увидеть теннисный турнир в ноябре, я была разочарована. На картинках, в фильмах и, соответственно, в воображении, Париж представляется ярким и красочным: ведь недаром это «город огней». На первый взгляд он показался мне блеклым и унылым. На самом же деле, столица Франции нежных пастельных тонов – бежевая архитектура на фоне голубого неба, которое окрашивается в светло-розовый закат. Я была уверена, что пройдусь по «обязательно туристическим» местам, посмотрю на теннисистов и уеду, вернувшись, возможно, только на следующий турнир и не больше.
Это был 2015 год, в то время я проходила стажировку в Университете Женевы. И, вернувшись в Швейцарию, поняла, что все-таки скучаю. Скучаю по Парижу. Я не могла поверить и понять это чувство: как так? Целую неделю я чувствовала разочарование и думала, что лучше бы я не ездила, и Париж оставался только красивой картинкой и мечтой в моих мыслях. Тогда же я решила, что обязательно должна вернуться.
Читая разнообразные статьи и заметки о Париже, я нашла стихотворение Максимилиана Волошина «Дождь». Он называл город «серая роза». И да, это очень точное определение. Нет, не «город огней». А именно «серая роза»: абсолютно не яркая, но от того не менее прекрасная.
Я не жалею, что сначала абсолютно не впечатлилась Парижем, более того, я думала: «Как можно восхищаться этим городом? Серый, грязный и абсолютно неприметный…» Действительно, после итальянских городов – Рима, Венеции, Перуджи, Болоньи – Париж казался мне тенью. Где этот город, которому весь мир поет гимны? К счастью, это было только первое впечатление.
Февраль 2018 года. Рейс Мальпенса (Милан) – Шарль-де-Голль (Париж). И я уже безмерно рада предстоящей встрече с французской столицей.
Под небом Парижа
Sous Le Ciel De Paris — Yves Montand
Проще всего до Парижа добраться на самолете. У города есть четыре аэропорта, самый главный из которых – Париж-Шарль-де-Голль. Названный в честь французского президента, этот аэропорт является одним из самых крупных не только в Европе, но и в мире. Именно этот аэропорт обслуживает рейсы Аэрофлота и AirFrance, отправляющиеся в московский Шереметьево, а также рейсы авиакомпании «Россия», связывающие Париж и Санкт-Петербург. От Шарль-де-Голль до города можно добраться на автобусе, но наиболее удобной будет пригородная электричка RER, курсирующая с пяти часов утра и до полуночи. Её главное достоинство, на мой взгляд – это пересечения с обычным городским метро, с помощью которого можно без проблем добраться в любую нужную часть города.
Аэропорт Орли намного менее загружен. Используется, в основном, для перевозок внутри ЕС и Франции, однако он также принимает рейсы из Внуково и Домодедово (Москва). Бове, пожалуй, самый непопулярный и неудобный аэропорт Парижа, который находится аж в 70 километрах от города (для сравнения, Орли – 13 км, Шарль-де-Голль – 25 км). Он принимает только 6 авиакомпаний, большая часть рейсов которых – сезонные чартеры. Последний аэропорт, Париж-Ле-Бурже, также не большой, принимает только самолеты бизнес-класса. Но самая главная роль этого аэропорта совсем не пассажиропоток, ведь здесь два раза в год проходит один из самых значимых авиасалонов мира – международный авиакосмический салон Париж-Ле-Бурже.[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=MOW destination=PAR title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]
Я обнимаю Париж
I’m Throwing My Arms Around Paris — Morrissey
Что обязательно нужно сделать в Париже, так это полюбоваться на него, «обнять его», с высоты. И для этого как нельзя лучше подходят Эйфелева башня и Нотр-Дам де Пари.
Символ Парижа – Эйфелева башня – появилась в городе только в конце 19 века, чтобы послужить входной аркой Всемирной выставки 1889 года. По планам, конструкцию должны были разобрать в 1909 году, да и многим уважаемым горожанам не нравилась «башня, уродующая архитектуру города». Однако, несмотря ни на что «железная дама» стала популярна и приносила столько дохода, что было принято решение оставить её. И не зря – сейчас Эйфелева башня одна из самых посещаемых и фотографируемых достопримечательностей мира.
Планируя посещение Эйфелевой башни нужно выделять довольно много времени – очереди в кассы огромные, лифты нужно ждать около 15-20 минут, да и на смотровых площадках бывает много людей, хотя количество людей, присутствующих единовременно на площадке, стараются контролировать. Но, если хочется сэкономить время и узнать больше об истории, можно взять экскурсовода – это, конечно, дороже, но, по моему мнению, это того стоит.
Собор Парижской Богоматери – могу с уверенностью сказать, что это мое любимое место в Париже. И что уж на это повлияло: трио Петкун-Голубев-Макарский, исполняющие в начале 2000-х «Belle» в русскоязычной версии мюзикла Нотр-Дам де Пари, Виктор Гюго и его великолепный роман, который я прочитала в старшей школе, или оригинальная французская версия мюзикла, увиденная уже в университете – не знаю. Но именно это строение я хотела увидеть больше всего в Париже, даже Эйфелева башня не была так важна для меня. И да, это была любовь с первого взгляда. Честно, я боялась, что и Собор разочарует меня, как и весь город. У меня даже была мысль не посещать его, чтобы сохранить образ. Но все-таки я решилась. И на это меня натолкнула весьма меркантильная мысль: «Ну бесплатно же, не понравится – хоть денег не будешь жалеть». Здесь нужно отметить, что вход в Собор, а конкретно на колокольню и в сокровищницу, обычно платный, но в первое воскресенье каждого месяца все государственные музеи (а Нотр-Дам – как раз один из них), бесплатны для посещения. Мой визит как раз выпал на первое воскресенье ноября. Вход в сам Собор, без посещения смотровой площадки или сокровищницы бесплатен.
Как и Эйфелева башня, Нотр-Дам тоже входит в список самых посещаемых достопримечательностей. Собор – это духовный, исторический и, более того, географический центр Парижа. И если с историческим и духовным центрами все понятно: расположен на острове Сите, в сокровищнице хранятся одни из главных христианских реликвий – Терновый Венец и часть деревянного креста – то почему же географический центр? Дело в том, что на площади перед Собором находится медная звезда, «нулевой километр» — здесь начинаются все дороги Франции.
«Не пугайся химер – это наши друзья…» (мюзикл «Нотр-Дам де Пари»). Каких только статуй и украшений нет в Нотр-Дам! Но, пожалуй, самые знаменитые из них – горгульи и химеры. Довольно часто их путают, используя эти названия как синонимы друг друга. На самом деле все не так просто. Горгульи имеют не только декоративное, но еще и функциональное значение: они исполняют роль водосточных желобов. А химеры же, это статуи, гротескные и уродливые, демонстрирующие силы зла и людские грехи. В отличие от горгулий, они выполняют только декоративную роль. Хотя некоторые легенды называют химер защитниками Собора и самого Парижа и говорят, что в случае опасности те оживут.
Самая знаменитая химера – Стрикс (la Stryge). Жуткая полуженщина-полуптица, легенды о ней слагали еще в Древней Риме. Верили, что по ночам она летает по городам, пронзительно кричит и похищает (или отравляет) младенцев. Сейчас Стрикс обрела покой в самом сердце Франции.
Можно долго сравнивать две смотровые площадки, каждая по-своему хороша. Конечно, обе достойны внимания. Но, по моему мнению, все-таки более красивые виды на Париж открываются именно с Нотр-Дам де Пари.
Душа поэтов
L’Âme Des Poètes — Charles Trenet
«Когда ушли поэты в мир иной, их песни еще плывут над землей», – не только одним поэтам были адресованы эти строки, но и художникам, скульпторам, певцам – всем людям, так или иначе оставляющим свой след в искусстве. В Париже огромное количество музеев, галерей и квартир творческих личностей. Все-таки, один из них стоит особняком. Лувр.
Когда-то крепость и дворец, сейчас – самый посещаемый музей произведений искусства в мире. Огромное количество экспонатов – 300 тысяч – хранится здесь. Но в экспозиции участвуют только около 35 тысяч – каким бы огромным не был Лувр, но и его площади ограничены. Да и экспонаты должны «отдыхать» от ежедневного внимания посетителей.
Лувр берет свое начало в 1190 году, тогда была возведена Большая башня Лувра (она была разрушена, но ее фундамент еще можно увидеть в подвалах музея), а за ней и целая крепость. Шли годы, менялись монархи и, вместе с ними, менялось и предназначение цитадели. В конце концов, в 1793 году Лувр открывает свои двери в качестве музея для всех желающих. В 1989 году появляется еще одна деталь, без которой сейчас сложно представить Лувр – стеклянные пирамиды, самая большая из которых сейчас является главным входом в музей. И да, как и в случае с Эйфелевой башней, идея установить пирамиды не вызвала воодушевления: многие люди считали, что стеклянные сооружения в современном стиле изуродуют благородный классицизм Лувра. К счастью, пирамиды отлично вписались в замковый ансамбль и полюбились не только туристам, но и самим парижанам.
Как я уже написала, главный вход в Лувр – это большая пирамида. Не стоит сразу бежать в него: обычно здесь ужасное столпотворение. Лучше отойти немного в сторону, к Триумфальной Арке, что на площади Каррузель, и зайти с бокового входа. Тут если и будут люди, то намного меньше (передо мной не было никого и сначала я даже думала, что иду в какое-то служебное помещение). Лувр пугающе огромен, поэтому идти лучше с утра: у меня на посещение ушло больше 6 часов и шагомер насчитал примерно 16 пройденных км. А так как сюда я отправилась в то же бесплатное воскресенье, то после сей прогулки я окончательно добила свои ноги полу-пробежкой до Нотр-Дама («Я не могу опоздать!») и поднятием на смотровую площадку 🙂 Кстати, Лувр по первым воскресеньям месяца бесплатен не весь год, а только с октября по март. И еще в День взятия Бастилии – 14 июля. Выходной день – вторник, так что, если не получается с бесплатным входом, то лучше запланировать посещение на понедельник: банально из-за того, что большее число музеев и выставок по понедельникам закрыто. Чтобы не потеряться самому и не терять время на нарезание кругов по одним и тем же залам, после покупки билетов, рядом с кассами нужно взять поэтажную карту, они распространяются бесплатно и есть на многих языках, в том числе и на русском. По этой карте очень удобно ориентироваться и отмечать номера уже посещенных залов.
Коллекции Лувра поистине огромны: от Европы до Ирана и Египта, от античности и до середины 19 века. Пожалуй, каждый найдет что-то интересное для себя. Но все же, откровенно говоря, каждый идет сюда чтобы увидеть трех «прим» мирового искусства – двух гречанок и итальянку. Венера Милосская, Ника Самофракийская и, конечно же, Мона Лиза. Найти их не сложно: они отмечены на карте, а к Джоконде так и вообще «ведут все дороги». Вернее, указатели по всему замку.
Пожалуй, именно Лувр впечатлил меня больше всего. Я не забуду это безумно приятное и странное чувство: я просто не могла поверить, что вижу какую-то картину или скульптуру не в учебнике истории или культурологии, не в документальном фильме, а наяву.
Говорить о Париже можно бесконечно. В этой статье я постаралась как можно полнее рассказать о своей первой поездке: в основном, это как раз-таки и было посещение Эйфелевой башни, Нотр-Дама и Лувра. Однако, на мой взгляд ни одна статья не отразит всю парижскую многогранность. Для каждого человека Париж будет иметь свое лицо.
Татьяна ПИЛИПЕНКО