Советы путешественникам

КАК ВЕРНУТЬ НЕВОЗВРАТНЫЕ АВИАБИЛЕТЫ

Здесь планировался текст о том, как приехать в Грузию через Армению с подробным описанием маршрута и советами, как удешевить дорогу, но объявленная пандемия внесла свои коррективы. Поэтому – инструкция, как вернуть деньги за авиабилеты с невозвратным тарифом.

Немного предыстории

Вернуться в Сакартвело на очередной неопределенный срок планировалось во второй половине марта. Так как самолеты из России по-прежнему не летают в солнечную страну, рассматривались сухопутные варианты.

Грузия граничит с Россией, Арменией, Азербайджаном и Турцией. Ехать на автобусе из Москвы до Тбилиси 30 часов не хотелось, поэтому рассматривала въезд из третьей страны. Самым дешевым билетом по маршруту Якутск-Москва-далее стал рейс в Ереван за 14’138 рублей с багажом и короткой стыковкой в российской столице. Как обычно, нашла на любимом поисковике – авиасейлз:

[tp_cheapest_ticket_each_day_month_shortcodes origin=YKS destination=EVN title=»» paginate=true stops=0 subid=»» currency=»RUB»]

В армянской столице было запланировано несколько дней – хотела съездить на близлежащие экскурсии, встретиться со знакомыми и в целом провести время с пользой. Однако быстрое распространение коронавируса внесло свои коррективы – один за другим стали появляться новости о заболевших, Грузия начала закрывать сухопутные границы, а вскоре и Армения объявила режим ЧП и договорилась с Россией о приостановке пассажирских рейсов.

Эпидемия, чрезвычайное положение и возврат билетов

Казалось бы, всё нормально – есть публикации в СМИ о временном прекращении пассажирского авиасообщения между странами, есть режим чрезвычайного положения в пункте назначения, есть заболевшие и карантинный режим. Но нет подтверждения авиакомпании об отмене рейсов и возврате полной стоимости билетов. Как так?

Публикация в СМИ от 16 марта 2020 г.

Во-первых, два основных документа, о существовании которых нужно хотя бы подозревать любому человеку, которому предстоит полет – воздушный кодекс и федеральные авиационные правила. Они в принципе отражают друг друга, но в правилах некоторые моменты расписаны более подробно.

Ни в одном из них эпидемия или режим ЧП не являются причиной вынужденного возврата. Про это нет ни слова вообще.

Во-вторых, публикации в СМИ – это не официальный источник. Информация о запрете рейсов должна быть размещена на сайтах МИД, правительства, посольств/консульств и т.д.

Публикация, которую ждали пассажиры для оформления вынужденного возврата авиабилетов

Как мне пояснили в Минтрансе РФ, новость от 16 марта о договоренности ввести ограничения на пассажирские рейсы между Арменией и Россией не является основанием для возврата денег за билеты. Да, решили ограничить полеты, но с какого числа, в какие города, сколько раз в неделю? – официального распоряжения об этом в ведомство не поступало.

И тут у людей начали сдавать нервы. В комментариях к постам в паблике авиакомпании-перевозчика кидались ссылки на эти самые новости, ставились в пример другие компании, делающие возвраты сразу, и звучали призывы разъяснить ситуацию.

Комментарии АК после появления новости, но до публикации на официальных сайтах ведомств

В-третьих, нужно понимать, что за авиакомпания, с которой собираешься лететь. В России несколько перевозчиков и в некоторых государство имеет свой пакет акций. Это легко определить по наличию субсидированных билетов, частичная стоимость которых компенсируется федеральным бюджетом.

Например, когда Вьетнам объявил, что будет всех прибывающих сажать на 14-дневный карантин, одна компания сразу сделала заявление о временном прекращении авиасообщения и вынужденном возврате средств за билеты.

Вынужденный возврат билетов во Вьетнам

То есть – официально границы не закрыты, просто есть предупреждение о карантине. В моем случае была новость о договоренности двух премьеров, но не было официального распоряжения. А все почему? Потому что компания частная и государство ей не помогает.

Пошаговая инструкция по возврату денег

Независимо от того, где приобретался билет – в кассе при личном обращении, на сайте перевозчика или агентства-посредника, причины вынужденного возврата едины и прописаны в ВК РФ:

  • болезнь самого пассажира, члена его семьи или близкого родственника – медицинская справка;
  • смерть члена семьи или близкого родственника – также требуется документальное подтверждение.

Разница лишь в том, что при покупке через посредника ожидать возврата денег придется дольше: перевозчик —> агентство-посредник —> пассажир. Также агентство может удержать свой % за оказанные услуги.

Рейс Якутск-Москва, зима 2017 года

Но что делать в такой ситуации, как у меня – в стране объявлено ЧП, карантин, а авиакомпания продолжает твердить, что нет отмены рейсов?

В первую очередь делается письменный запрос на вынужденный возврат денежных средств – в стране назначения эпидемия, введен режим ЧП, карантин. Перевозчик отказывает в удовлетворении – нет официального запрета на полеты.

Далее вся переписка становится основанием для подачи заявления в Роспотребнадзор из-за нарушения прав потребителя:

  • Потребитель имеет право на получение безопасной услуги (ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей»). В данном случае – эпидемия коронавируса, которая напрямую угрожает моему здоровью и жизни;
  • Ст. 451 ГК РФ «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств». Существенное изменение – то, которое ни одна из сторон не могла предвидеть.

Параллельно подается заявление в прокуратуру на предмет проверки и правовой оценки действий перевозчика.

Резюме

Спустя двое суток авиакомпания подтвердила возможность вынужденного возврата авиабилетов и вакханалия в соцсетях немного улеглась. Я же подала заявку на перенос даты вылета, потому что верю, что через два месяца все пройдет.

Долгожданное подтверждение авиакомпании в официальном паблике
  • Вместо вынужденного возврата денег можно изменить дату вылета, без доплаты;
  • Субсидированные билеты можно поменять на другую дату и изменить маршрут, с доплатой по тарифу;
  • Проще возвращать/обменивать единые билеты (пункт А —> пункт Б —> пункт В), чем раздельные (пункт А —> пункт Б и пункт Б —> пункт В);
  • Заявление на вынужденный возврат подается по месту приобретения. Если купили на сайте агентства-посредника, то обращаетесь туда;
  • При покупке билетов лучше использовать карту с длительным сроком действия, иначе для возврата придется указывать новые реквизиты и т.д.
Рейс Москва-Ереван, октябрь 2019 года

Полезные ссылки:

Воздушный кодекс – условия вынужденного возврата билетов.

Федеральные авиационные правила – что полагается пассажиру при задержке рейса (сразу — п.99).

ФЗ «О защите прав потребителей» – безопасность оказываемой услуги.

Гражданский кодекс – расторжение договора из-за существенных изменений обстоятельств.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» – право гражданина на получение информации. При отсутствии выделенной горячей линии не бойтесь звонить в министерства и ведомства, узнавать, что на самом деле происходит и консультироваться по вашей ситуации.

Что делать, если потерял паспорт в другой стране и другие полезные для путешественников советы.

Юлия ЕГОРОВА

 

 

2 комментария

  • Владимир

    У нас запланирована поездка в Японию с 24-го марта. Рейс из Южно-Сахалинска. Билеты не возвратные. Были куплены 9 января 2020г. Роспотребнадзор рекомендовал воздержаться от поездок за границу и ввел карантин для вернувшихся. Из любой страны. Мы отменили поездку в связи с этим. Есть ли у нас возможность вернуть стоимость билетов?

    • Юлия Егорова

      Здравствуйте!

      Если вы уже сделали добровольный возврат, то АК зафиксировала и поменять на вынужденный не получится. Если подавали на вынужденный, то должны вернуть полную стоимость авиабилетов.

      Если вы еще не подали заявление на возврат стоимости билетов, то можете сослаться на этот документ: https://www.favt.ru/novosti-novosti/?id=6260. Это официальный сайт федерального агентства воздушного транспорта, входящего в состав Минтранса РФ. Здесь указан список стран, в которые Росавиация временно ограничила пассажирские перевозки. В их числе есть и Япония.

      Также проверьте информацию на сайте своего перевозчика. Например, тот же С7 быстро реагирует на изменения и публикует обновления по рейсам.

Добавить комментарий для Юлия Егорова Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *